Zoe, деревянная кукла. Часть вторая

Shine Bright

Основная миссия Zoe — противостоять бездушному пластику. А именно — миллионам (если не миллиардам) кукол, ежегодно прибывающим целыми контейнерами из Азии, чтобы европейским детям по поводу и без повода покупали игрушки, чья прелесть заключена только в том, что они напоминают персонажа какого-нибудь очередного мультфильма. Дети не всегда чувствуют обман, хотя не всякая кукла в платье Эльзы бывает хотя бы похожа на Эльзу. Но и в реальности Эльз нет, так что игра и фантазия дополняют что угодно. Предполагается, что чуть более ответственные родители не поведутся на мерч от анимационных студий или на очередную сказку про какую-то куклу, придуманную специально с целью её продвижения, а купят Zoe. Которой не надо путешествовать из Азии, которая беспокоится об углеродном следе, и у которой, что примечательно, тоже есть своя сказка. Но она про экологию, так можно (да и без рекламы в современном мире ничего не получится даже при самых благих намерениях).

Zoe — лесная фея. Очень прогрессивная, так что инстаграм ведётся от её имени (это лес дремучий, не Zoe). Она предлагает всем увидеть мир в новом свете (зелёном), рассказывает истории о лесе и его красоте, время от времени делится полезными сведениями о цветах, грибах (например, о мухоморах) и деревьях. И о контейнерах из Азии. Их она осуждает.

Рядом с моим домом расположена школа, в которой, как кажется, действует корпоративный дресс-код: все девочки носят розовые рюкзаки. А если не рюкзаки, то розовую одежду. То же самое можно заметить в метро, в парке, в торговом центре — повсюду. Просто где-то концентрация розового цвета выше. Такая униформа здесь вообще популярна. И игрушки для девочек тоже какие-то монохромные — во всех оттенках розового. Не везде встретишь подобное обилие мадженты и настолько же скромный ассортимент таких же вещей, но выполненных в других цветах. Можно, наверное, купить что-то не специальное, но это не самое популярное решение.
И что-то подсказывает, что если всем в классе купят Барби, придётся покупать и Барби тоже (или слушать через двадцать лет рассказы о детской травме), потому что коллектив — это сила, особенно детский.

Деревянная нога экологичнее любого суперсовременного протеза, но в наше время на неё согласятся не все. А вот у куклы ещё есть шанс. И если коллектив выберет её, Zoe сможет заменить знакомый пластик. Скорее всего, обе куклы будут друг друга дополнять. Это вероятнее. Но если её предпочтут хотя бы одному из аналогов Барби, принесут домой и будут любить, это уже будет победа.
Или предпочтут и принесут динозавра. Потому что первой игрушкой девочки не обязательно должна быть кукла. Не исключено, что-то интересное произойдёт и с модой на один и тот же цвет. Ведь, окей, маджента помогает определить пол ребёнка издалека, но эта униформа сразу объясняет, чего девочке ждать в будущем, потому что розовый цвет имеет ярко выраженную гендерную окраску.

У всех должна быть своя фишка, даже если её мало кто понимает, поэтому у Zoe есть зелёные очки. Они повсеместно упоминаются, но в связи с ношением, а не привычкой смотреть сквозь них на мир, как сквозь знакомые всем розовые стёкла: #nosimzelenybrejle. Разумеется, как и неповторимый оригинал, они обладают эффектом улучшайзера. Что приятно, такие очки действуют моментально, так что не надо ждать, пока борцы за права природы что-нибудь победят. Всё зеленеет и без них (для этого нужно воображение, конечно же, но и речь у нас тут об игрушках). Предлагаются даже сами очки (зелёные и деревянные) на случай, если кто-то захочет их к себе прицепить. Идея понятная, но для большинства — не с первого, а со второго раза. Кому-то для этого надо специально подумать. С куклой тоже не ассоциируется, потому что она носит очки только на рисованной картинке, ни разу не появляясь в них на фотографиях. Это как бы её, но как бы и не её аксессуар. Больше для фирменного стиля. Но хотя эффект получается странный (принято, что классический слоган доносит мысль оперативнее и проще), результат есть и тут: за счёт многократного повторения Zoe8 добивается того, что эти зелёные очки потом очень трудно развидеть (странное тоже запоминается — это раз; спасибо, что не фонарь — это два).

Волосы из хлопка (парик на липучке, с прямым пробором, как у тряпичных кукол; по бокам лысовато, но на разные причёски хватает). Руки и ноги соединены с телом при помощи резинок (ноги при этом сконструированы так, чтобы не только поворачиваться, но и фиксироваться в разных положениях («шлицевое соединение»?), что немного не кукольно, но сразу выдаёт, что игрушка для девочек придумывалась мальчиком).
Глаза — кристаллы Preciosa (это такой местный Swarovski), ведь дети любят всё, что блестит. Хотя мне сначала показалось, что глаза у куклы просто серые, (а я ведь люблю серое, я же из Петербурга) — и это уже было хорошо, но в пути обнаружился бонус. Как и положено стразам, они отсвечивают всеми цветами радуги, меняют цвет при разном освещении, а в особых случаях таинственно светятся красным из глубины комнаты.

Губы, брови и ресницы выгравированы (лазер), что делает макияж куклы естественным, и всё в целом смотрится очень натурально. На пояснице у Zoe татуировка с логотипом и «Made in Czech», и будь у меня прибор для выжигания, я перебила бы это чем-то ещё; да и вообще, будь он у меня, на кукле, как на человеке, появились бы дополнительные татуировки (одной мало), которые было бы так же тяжело свести.
Лучшее во всей конструкции — болты на затылке, стягивающие две половинки кукольной головы. Три штуки. Брутально, но мило. Вызывает приятные воспоминания о лете в деревне, когда все тайно напали на поленницу и ящик с инструментами, чтобы собрать деревянный мотоцикл (это личное, да). Возможно, болты на затылке покажутся кому-то не очень девочковыми. На машинке или лесенке они смотрятся привычнее. Но девочки сложнее, чем кажутся. Так что с болтами — идеально.
Все материалы — чешского производства или происхождения. И надо заметить, благодаря их натуральности кукла пахнет очень приятно. Точно понравится любителям запахов новых джинсов, дёгтя, чёрного перца, лесопилки и, да простит меня Zoe, камина.

Ручная работа, обеспечивающая уникальность изделий из натуральных материалов во всех других случаях, здесь сведена к сборке. Но естественный рисунок дерева и разная интенсивность гравировки выправляют ситуацию: как уже отмечалось, нет ни одной одинаковой Зое. У каждой куклы — своё выражение лица. Что ещё важнее: оно у неё есть. То есть восемь месяцев предварительной подготовки и работы над куклой и всеми её деталями не пропали даром.

Черты лица приятные, без самодовольства и пустых глаз (стразы в этом вопросе решают). Без пухлых розовых щёк, которые, как считается, добавляют куклам детской непосредственности и делают их милее (и напомню: тут вообще нет искусственных красителей). Выражение лица всё время разное. Кукла умеет быть приветливой, задумчивой или заинтересованной, в особых ситуациях можно заметить даже дакфейс (мелочь, а приятно). Всё — в зависимости от освещения, положения головы, причёски и настроения смотрящего.

Быть похожей на кого-то кукла тоже умеет. Без портретного сходства, оно и понятно, но какими-то случайно проявившимися чертами. Таким образом, многоликая Zoe уже успела всем напомнить хотя бы по одному разу Джессику Честейн, Джулию Робертс, Беллу Хадид, Зоуи Дешанель, Аманду Санчес, Lorde, Лили Коллинз, супругу основателя марки, персонажей Тима Бёртона, кукол Blythe, марионеток из Большого театра кукол, серьёзных и печальных героинь иллюстраций к сказкам Андерсена, самодельную куклу Настеньку (это тоже личное); а без накладных волос и с липучкой во лбу — Небулу, не хватало только голубой морилки (крипово, но мило). И разумеется, больше всего Zoe похожа на Барби и её аналоги, потому что любой противовес Барби похож на Барби — это закон.

Zoe напоминает девушку, как вариант — девочку-подростка. Потому что вторичные признаки там вполне определённые. С анатомией всё в порядке: ключицы, предплечья, запястья, щиколотки и икры — всё очень приближено к реальности (насколько это позволяет формат игрушки, деревянной игрушки — в частности). В облике куклы присутствует определённый намёк на эротику, впрочем, не переходящую при этом в традиционную кричащую сексуальность Барби. Бесчеловечных пропорций последней у Zoe тоже нет, хотя не вспомнить о чиби трудно.

Zoe умеет стоять. И это очень, очень важно. Благодаря своей конструкции, она умеет выгибаться назад, как Нео, и внезапно наклоняться вперёд (это мешало во время примерок, отсюда и ценная информация): голова у неё всё-таки тяжёлая (зато не пустая: в ней спрятаны запчасти — липучка и резиночка). Впрочем, без этой не всегда уместной гибкости, то есть в жёстко зафиксированном состоянии, кукла обладала бы большей разрушительной силой. В постели, наверное, бревно, но это — характеристика любой подобной игрушки, включая горячо любимого всеми Буратино.

Дерево можно расколоть, погрызть собакой, облить чернилами, навсегда перекрасить фломастером и так далее. Что хорошо: то же самое можно сделать и с игрушками из других материалов. Что ещё лучше: найти запчасти для Zoe реальнее, чем для любой пластмассовой куклы: всё рядом (не для всех, так и быть).
При этом дерево всё ещё приятнее пластмассы и долговечнее ткани. Оно проще в обращении и дешевле, чем фарфор (как материал для куклы). Но кое в чём его возможности ограничены. Так, куклу нельзя купать, можно лишь протирать тряпочкой. Древесина впитывает запахи (хорошо, если родные и знакомые), на ней могут оставаться жирные пятна (мамина косметика для неё опасна, папина — тоже), выступающие части рискуют однажды засалиться или просто впитать грязь. При этом кукла всё-таки достаточно хрупкая, а её светлая и матовая (то есть необработанная) поверхность требует бережного отношения. С другой стороны, всё можно отшкурить, а кукла, если о ней хоть чуть-чуть заботиться, может передаваться по наследству много-много раз. И пусть Zoe не вандалоустойчива, она может помочь закрепить навык бережного отношения к вещам.

Чешский бук податлив, но всё-таки склонен расслаиваться, скалываться и шелушиться. Заноз не оставляет, но какая-то дополнительная обработка не помешала бы. Не обязательно покрытие, от которого, судя по всему, вообще специально отказались, но выровнять самые острые и тонкие части перед тем, как упаковать куклу в коробку, — вполне себе вариант. У нашей Zoe немного расслоились края ушей, так что её пребывание в нашем доме началось с косметических процедур — первого пилинга.
Впрочем, это не испортило впечатления. Во-первых, я с детства что-нибудь пилю и шкурю (можно считать, в процессе я вернулась в бесправные времена апельсинового лимонада и таблицы умножения), во-вторых, чем больше мы вложили в вещь труда, тем крепче наши с ней отношения.
Чтобы их забетонировать, уже через пару дней у Zoe совершенно неблагодарно отклеился глаз. Тот самый, который составляет её главную прелесть, наряду со вторым таким же (если уж рассказывать про всё, то рассказывать про всё). Возможно, все спешили изготовить эн кукол к фестивалю Mini, и кто-то где-то недоглядел, но клея под ним было мало. Без моих буйных игр тоже не обошлось: достать из коробки, посадить на диван, поправить причёску… Удивительным образом на общее впечатление не повлияло и это. У меня, например, весь год такой. То шведское кольцо придёт с выпавшим камнем (замечу, это был аметист; и если во всё это верить, он не выдержал моего уровня стресса), то японский футляр для очков развалится на части в первый же день… Всё время так. Ни на кого нельзя положиться в эти трудные для всех времена (с). А глаз мы, конечно, вклеили обратно.

Упаковка — вытянутая картонная коробка, напоминающая пакет с молоком, с чёрно-белой картинкой, изображающей Zoe среди деревьев разной величины. Внутри можно обнаружить вкладыш, описывающий все преимущества куклы и уточняющий условия её использования. Так, там сообщается, что кукла не предназначена для иных целей, кроме игровых. Что могло бы поставить нас в неудобное положение, ведь мы взяли Zoe больше из любви к искусству и с целью обогатить нашу жизнь и быт в целом, но мы всё-таки выкрутились: мы обыграли.

Очень передовая в вопросах защиты окружающей среды, то есть очень современная, Zoe продаётся в платье. В простом и симпатичном, из хлопкового трикотажа в цветочек или в листик, ведь она лесная фея, но в платье. Because It’s a Man’s Man’s World. Она же девочка. Штанов или хотя бы нижнего белья при этом не предусмотрено. Возможно, это такая концепция. Или никто об этом просто не подумал. Или культурные отличия. Или приглашение укутать мёрзнущую куклу, переодеть её во что-то ещё (то есть перед нами базовый гардероб, оставляющий простор для воображения, — классика). Или это способ упростить и удешевить производство. Или у современных кукол так и принято, в том числе — по всему миру, без влияния региональных практик обращения с куклами. Или как раз потому, что Zoe очень, очень современная, и в этой связи всякие условности не для неё. Но с бельём смотрелось бы теплее. Особенно на ноябрьской премьере.

У меня давно чесались руки что-нибудь сшить. Что-нибудь сложное, но одновременно не очень большое. Поэтому, раз уж всё так вышло, сложным стало платье для куклы (да, тоже платье).
Zoe обладает счастливым даром: ей идёт любая одежда. Её собственный наряд смотрелся неплохо, но от вида летнего платьица становилось немного неуютно, и главное — меня уже тянуло хоть что-нибудь сшить, и с этим надо было уже срочно что-то сделать. Поэтому я отыгралась на Zoe.
Тонкая смесь хлопка с шерстью из Италии, ни одного машинного шва (всё сама, два вечера подряд), выкройка по индивидуальным меркам (тоже мной делато), чешские кнопки и резинки, пуговица-брошь со знакомыми уже кристаллами Preciosa (позднее была заменена кольцом-браслетом от чешского бренда Mooyyy; приобретено намеренно, для более натурального эффекта), немецкие нитки, финские ножницы… Не местно, но евросоюзно. Так у Zoe появились новые штанишки и платье. В процессе я сначала вспомнила, почему люблю шить, а потом — почему не люблю (состояния чередовались до окончания работ).

Поскольку рисунок ткани в кукольных масштабах сложился в фирменный шанелевский твид, у Zoe теперь новое имя — Zoe de Chanel (совсем переименовывать куклу мы всё-таки не стали). Собственно, примерно так и получилось обыграть. Если уж не делать этого общепринятым способом, то хотя бы так.
Теперь Zoe украшает наш дом, устроившись в нём вместе с сутнаровскими зверями (тоже чешскими, только этот зоопарк уже как раз не игрушечный, а очень даже взрослый, потому что реплики и вообще дизайн). Все вместе они идеально вписываются в интерьер, и всегда смогут рассказать о нас больше, чем любые фигурки Vitra, которыми принято украшать приличные квартиры, но которые не всегда что-то отражают и значат. А Zoe и звери будут нам потом напоминать о Чехии. И о том, что я умею шить.
Кроме того, история вопроса учит нас, что деревянная кукла может выполнять роль хранителя очага. В дремучей Европе хтони хватает, так что со своим сияющим взглядом Zoe может быть не только лесной феей, но и кем-то ещё (но тему магических свойств, приписываемых куклам, мы развивать, конечно, не будем).

Человеку свойственно одушевлять предметы. Кукла — один из первых таких предметов в жизни девочек (мальчиков — реже).
Как и у всех всамделишных существ, у Zoe есть недостатки. Но — как и любое существо — точно так же она уникальна. Впрочем, и без очеловечевания — всё одно, она тоже особенная. Как игрушка в именно таком дизайне, как каждый экземпляр, как чья-то идея, как чей-то индивидуальный выбор, как кукла, принадлежащая ребёнку. Опять же, она вся такая натуральная — у неё словно бы и прав на одушевление больше. И из-за своей натуральности она, как и любое живое существо, подвержена возрастным изменениям (и биоразлагаема, бай зе вей, но это не сразу, ведь Zoe очень долгоиграющая) — это тоже как-то сближает.

Zoe — новый продукт. Можно смотреть на её будущее с оптимизмом, можно относиться к нему скептически, желать удачи или перечислять слабые стороны — результат пока не известен никому. Или взлетит, или не взлетит. Или её полюбят многие, или только некоторые. Потому что Zoe напоминает хороший raw-торт: без сахара и из правильных ингредиентов, полезный, но всё ещё вкусный. Как и такой торт, её понимают не все.
В любом случае, она уже есть. У кого-то она просто сохранится, для кого-то станет любимой куклой и детскими воспоминаниями, а кто-то просто вынесет её в коробке с ненужным хламом — такова жизнь игрушек. Хорошо, что она уже есть. Хорошо, что в ком-то просыпается желание сделать что-то полезное. И сделать это не только для себя (и что у кого-то получается такой проект реализовать — тоже хорошо).

Какое-то и на кого-то, но вся эта затея уже оказывает влияние. Лично я довольна, что однажды увидела Zoe на фотографии, после чего не поленилась поехать на фестиваль и приобрести свою куклу (хотя ей радуется вся семья; это у меня такое в жизни уже было, для всех остальных эта кукла — первая). С ней точно лучше, чем без неё.
Не уверена, что именно так себе представляли будущее Zoe те, кто её придумывал и собирал, но если цель игрушки — приносить радость, то не имеет значения, кому она её принесла.
В конце концов, лет тридцать назад я бы тоже выбрала её, будь у меня такая возможность (напомню, Zoe очень похожа на одну из моих самодельных кукол; только она деревянная и из магазина, то есть Настоящая). Возрастные кольца не посчитать, проявлять фантазию тоже как-то надо, так что представим, что это она у меня так хорошо сохранилась. Ведь именно это — одно из базовых свойств Zoe. Сделаем вид, что оно уже сработало.