Афиши «Миров чешской анимации» расклеены по всему центру Праги. Большую букву «А» видно на каждой улице и на каждом углу, и нет сомнений, что за ближайшие месяцы на этой выставке успеет побывать каждый (ну потому что надо).
Она проходит в одном из павильонов Пражского рынка (семнадцатом) и организована компанией Art Movement, ответственной — сообщим и мы, чтобы не отставать от официальных пресс-релизов — за другие «мультипликационные» экспозиции в Чехии, например, за Pixar (давно) и Тима Бёртона (ещё давнее). А куратором «Миров» выступил Ян Бубеничек, знакомый теперь большинству по анимационному фильму «Даже мыши попадают на небо».
Выставка многозадачна. Во-первых, она стремится познакомить зрителя с чешской анимацией и аниматорами.
То есть занимается просвещением и популяризацией вышеназванного предмета (предметов) среди современного подрастающего поколения, потому что за рубежом про него (про них), например, знают больше, чем на родине (и личное общение с поколением это подтверждает). А между тем чешская анимация не только уникальна и богата достижениями, она ещё и очень важна для анимации мировой. И об этом тут тоже знают не все.
При этом в Чехии нет значительных постоянных экспозиций, посвящённых анимации. Как нет и большого общего музея. Даже отдельному и персональному музею Земана в этом году исполняется всего десять лет, а это — мало. Крупных выставок до сих пор тоже не проводилось, и внезапно выясняется, что «Миры» — это первая попытка собрать всё вместе под одной крышей. Так что вторая цель проекта — исправить историческую несправедливость и заполнить имеющуюся пустоту, наконец-то всё собрав и систематизировав.
А ещё не все различают виды и подвиды анимации (но это везде, не только тут). Не все догадываются, сколько труда в это вкладывается, что собой представляет работа аниматора (долгие часы работы, терпение и точность; и ни одного фото на глянцевой обложке или скандального интервью), какие ещё профессии связаны с созданием анимационного фильма (сценаристы, монтажёры, звукорежиссёры, кинематографисты… хотя аниматоры на их фоне всё равно заметнее, это надо признать); какие были и какие есть сейчас студии анимации в Чехии, чем они хороши, то есть знамениты, как они сотрудничают с известными всему миру режиссёрами; почему так важен сценарий; почему не менее важны декорации (и в этой связи — что ограничивает художников и стесняет движения персонажей) и так далее.
Так что третья основная задача «Миров» — показать, как покадрово создаётся иллюзия движения, и рассказать, какие способы оживлять картинку вообще существуют (а их много: от наскальных рисунков, которые статичны ровно до тех пор, пока вы не приложили к ним немного первобытной фантазии, до Stop motion и CGI).
Разумеется, упомянуты и компьютерные игры.
Что-то здесь очень для взрослых, что-то просто крипово (что кролик, что всамделишные черепа мёртвеньких зверюшек, что некоторые лица и декорации, от которых веет чем-то слишком знакомым), что-то — просто детское, чего многие и ждут. Хотя анимация — она, вообще-то, изначально придумывалась не для детей. Поэтому и выставка — не совсем чтобы для них (для них тут — скамеечки, чтобы дотягиваться до экспонатов). Так, фифти-фифти.
Сопроводительные тексты написаны маркером прямо на белых стенах. Как заметки или какой-нибудь конспект. Иногда с помарками, пропусками и исправлениями, что добавляет всему ламповости. Перевод на английский доступен только по QR-коду, хотя таблички к экспонатам и какие-то небольшие пояснения идут сразу на двух языках.
Информация разнообразна, но её дано не так много (хотя написать от руки даже такой объём текста — это уже подвиг). Например, этапов создания мультфильма показано целых девять, но все они — со скупыми объяснениями в духе инструкции по изображению совы: «Сначала рисуем круг, а потом всё остальное».
А ещё есть куклы, которые изготавливаются различными способами, и к ним предусмотрены дополнительные детали, и они для чего-то как будто бы нужны, но это уже интимные подробности.
Поэтому по выставке ходишь — словно по карманному справочнику с иллюстрациями. Есть как бы всё, но всё — как бы ёмко.
Но это не недостаток, а преимущество: пусть выставка и стремится донести до зрителя всё, что только можно донести, она не перегружает (а для всего остального есть экскурсии и мастер-классы). Это во-первых. А во-вторых, рассказывать тут практически нечего: надо смотреть, смотреть и ещё раз смотреть (всё-таки анимация), непрерывно сверяясь с Википедией (незнакомых слов много). Ведь описывать процесс создания движущейся картинки пошагово — долго, скучно и странно. Проще показать. Поэтому на первом этаже крутятся фильмы, которые всё-всё объясняют, если их долго-долго смотреть.
Ян Бубеничек (Jan Bubeníček), Петр Паслер (Petr Pasler) и Дениза Гриммова (Denisa Grimmová) отвечают за основную тему выставки: за главных персонажей (за щеголеватого пана Шипку, например), за этапы создания анимационного фильма на показательных образцах, за зоотроп, флипбуки, тексты и так далее. Получилось светло, нежно и настолько универсально, что совершенно разные художники и техники очень органично объединились в единую картинку.
Заодно становится понятно, для чего некоторым выставкам нужны кураторы: не только для интервью на торжественном открытии и выбора экспонатов, но и вообще, для красоты.
Публике демонстрируются: рабочее место художника с табличкой «Руками не трогать» (и бейджиком куратора-Бубеничека), старая техника, новая техника, техники создания, афиши, наброски, рисунки, куклы, фрагменты сценариев, декорации и прочие экспонаты, которые тоже трогать нельзя. Заметнее всего человечки от Денизы Гриммовой: они здесь и в качестве примеров, и просто персонажами, и на видео про то, как некоторые у себя в мастерской изготавливают кукол (а их, кстати, изготавливают на фоне уже знакомого большинству лиса Белобрюха).
Много внимания уделено Карелу Земану (что логично). Здесь есть и его «Путешествие к началу времён», и динозавры, и процесс совмещения анимации с обычным фильмом, и даже традиционная мультипликация (на примере «Тысячи и одной ночи»), к которой Земан был вынужден вернуться из-за проблем со зрением.
Основной интерактив — возможность покрутить ручку и полистать флипбук, он же — кинеограф, чтобы персонажи на них поклонились или ещё как-то подвигались. А главное чудо — зоотроп с окошком и огромным барабаном позади (при этом это такой «вывернутый наизнанку» и поставленный вертикально зоотроп, если говорить о классических приспособлениях, но так даже оригинальнее, то есть лучше).
В центре зала по волшебной верёвочной лестнице (своеобразная Stairway to Heaven) поднимаются куклы, объединяя эпохи и поколения аниматоров. Всех их наверху ждёт мини-дирижабль, готовый подняться в небо и куда-то улететь, как только откроется крыша павильона (это было в мультике-примере, если что). Это, кажется, и есть центральная инсталляция выставки (не только с точки зрения расположения, но вообще).
Вокруг дирижабля, на втором этаже расположились куклы, декорации (как стоп-кадры из мультфильмов) и «Храм славы чешской анимации». Карел Земан, Иржи Барта, Иржи Шаламоун (которого совсем недавно не стало), Иржи Трнка, Бржетислав Пояр, Гермина Тырлова… Отцы-основатели, матери-основательницы и все те, кто за последние 75 лет внёс значительный вклад в развитие анимационного кино Чехии.
Особого внимания удостоены фильм «Манро» («Munro») неприлично легендарного Джина Дейча 1961 года и оскароносная короткометражка «Игра Джери» («Geri’s Game») — 1997 год, сценарий и постановка Ян Пинкава.
А поскольку выставка знакомит всех не только с прошлым, но и с настоящим, современные аниматоры тоже упомянуты (Дарья Кащеева, Дениза Гриммова, Ян Бубеничек… и что в этой связи следует отметить: не всё так плохо с современной публикой — некоторые имена ей кажутся подозрительно знакомыми).
На внушительного вида витрине с куклами можно обнаружить знакомых персонажей. Скажем, Шупито и Белобрюха или героев Трнки — кому на что хватит памяти и визуального опыта. На одной стороне зала — рисунки и афиши, на другой — декорации, всё, разумеется, под стеклом, и только огромный «Байконур» посередине можно рассматривать без дополнительных бликов. И огромный кинотеатр из фильма «Даже мыши попадают на небо» — тоже можно (кстати, параллельно в замке Хвалы проходит выставка всех остальных декораций из «Мышей»; и вот там видно всё и как угодно).
В детском уголке всё посвящено передаче «Вечерничек» и мультсериалам, создававшимися ради неё (сами дети при этом рассредоточены по всему пространству экспозиции).
Ближе к выходу расположилось кафе с десертами для детей, иллюстрациями для взрослых и мультфильмами для всех.
Гардероб совмещён с кассой и сувенирным отделом; там можно купить книжку про Карела Земана, чрезмерно иллюстрированную. Мы, например, купили. Текст в ней целиком и полностью на чешском, но кому нужен текст, если есть картинки?
Экскурсия — дополнительные пятьдесят крон к билету, воркшоп — восемьдесят (проводятся в дневное время, по субботам и воскресеньям). А если хочется самовыразиться бесплатно, можно просто оставить автограф в специально отведённом для этого месте возле зоотропа.
Выставка открылась в начале февраля, продлится до 3 июля, а потом, как утверждается, её ждут гастроли. Возможно, даже зарубежные.
«Миры» открыты ежедневно, а по субботам и воскресеньям они работают до необычных 20.00, то есть допоздна, что практически не оставляет шансов не успеть на них или как-то ещё пропустить.
Мало у кого хватит уважительных причин на такое расписание, мало кто сумеет развидеть такое количество одинаковых афиш, так что о чешской анимации можно не беспокоиться: о ней будут знать и помнить. До середины лета — точно.