Пандемия затянулась до такой степени, что идеи об организации выставок на открытом воздухе начали проникать в самые неожиданные места, задевая даже тех, кого прежде щадили. В нашем случае они посетили кого-то не только в районном культурном центре, но и в администрации Праги 11 (пока мы тут живём, случай будет считаться нашим), поэтому возле станции метро «Háje» появились новые стенды. С фотографиями и цитатами.
Проект «Fotografie pro vás» смел и масштабен. Он организован центром Kulturní Jižní Město (больше известным как Chodovská tvrz) совместно с Союзом чешских фотографов и Национальным архивом Чешской Республики, чтобы, разместившись как можно ближе к народу, в очередной раз расширить его (народа), представления о собственной истории. Или углубить, it depends.
Поскольку организаторы охватывают только свой народ, все тексты и подписи — исключительно на чешском языке (правильно, откуда бы взяться иностранцам в спальном районе? зачем вовлекать в это ещё и их?).
Стартовав в этом июне с Первой и Второй республик (1918-1939), выставка продлится до конца апреля следующего года, каждый месяц демонстрируя отдельный период истории независимого чешского государства, постепенно (то есть за целых 11 отдельных этапов) приближаясь к современности.
Никаких агитационных материалов, только документальные; ни намёка на рекламу товаров и услуг (такого вокруг и так хватает, не за то боролись организаторы).
Июль посвящён образованию, существованию и упразднению протектората Богемии и Моравии. История самостоятельного чешского государства не такая уж и долгая (если сравнивать с), зато она богата событиями: какой год ни возьми — обязательно что-нибудь с чем-нибудь совпадёт. Так и здесь: дата как бы не круглая, но как бы всё-таки круглая. Потому что осенью 1941 года исполняющим обязанности рейхспротектора был назначен Гейдрих, и многое изменилось не только для местных политиков и интеллигенции, но и для всех вообще. Даже если воспринимать июльскую подборку как отдельную главу в долгом повествовании (11 выставок, не забываем), в сентябре будет годовщина этой кадровой перестановки, поэтому самое время о ней вспомнить (март-то и май всё равно уже пропустили).
Fotografie pro vás — это выставка, как утверждают организаторы, о человеке, его взаимодействии с городом и с другими людьми. Так что всеобщая история сужается до частной, демонстрируя, как в период с 1941 по 1945 год новая власть и режим были связаны не только с жизнью страны и Праги, но и с жизнью района. Фольклорные праздники, Бенеш, улыбающаяся интеллигенция, разрушенные дома, уцелевшая после боёв школа, депортация немцев, танки и военнопленные, дети и цветы, всеобщее ликование. Краткий конспект, чтобы напомнить. Не обо всём подряд (привычная по таким хроникам символика отсутствует), но о спорных темах — тоже (в преддверии выборов многие темы спорные, и электорат временно стал более чувствителен к некоторым из них, но это — так, лирическое отступление).
Сравнение аэрофотоснимка с современным планом местности помогает понять, что сохранились не только некоторые здания, но даже некоторые скверы. Практически в первозданном виде. То есть словно бы с теми же самыми с липами, мимо которых вы каждый день ходите, не ощущая ничего необычного, но ведь не могли же они так вырасти за какие-то семьдесят пять лет, так что всё здесь не просто так.
Проект кажется скромнее всего того, что обычно выставляется на Вацлавской площади или в районе Кампы. Просто потому что он компактнее. Зато он длится дольше и меняется чаще (и вообще меняется), да и главное его преимущество — в другом.
Меньше всего ждёшь напоминания о Второй мировой войне вечером на выходе из универсама, в окружении привычной обстановки. Ещё меньше ждёшь подобных проектов от местной администрации. Клумба — да, культурно-массовые мероприятия со школьниками и столетними юбилярами — конечно, выставка посреди улицы, ещё и в спальном районе — нет, это не в их стиле (то есть время от времени случается и что-то подобное, но так редко, что каждый раз — как первый).
Выставка совместила несовместимое, изменив привычное пространство (место, во всём этом главную роль играет место) и надорвав шаблон. И от того она — внезапная. Как обелиск на детской площадке, которого ещё вчера не было (впрочем, власти Праги в этом году провернули нечто подобное, отметив таким образом не дату, но географический центр города).
Целевая аудитория — жители района и случайные прохожие. Место — проходное, так что многие действительно проходят мимо, как и положено, но для клиентов местных киосков с едой эта выставка — идеальное дополнение: те самые зрелища, которые улучшают вкус любого хлеба. Постоянные же посетители нового выставочного пространства (любившие его до этого просто так, исключительно за то, что оно есть), кажется, тоже довольны: употреблять всё то, что они обычно здесь употребляют, глядя на открывающийся с площадки вид, стало комфортнее: стенды загораживают от жителей и прохожих, создавая атмосферу уюта и защищённости.
Свободное пространство между магазинами наконец-то приобрело новую функцию, то есть служит образовательным целям (потому что история) и показывает что-то ещё, дополняя реальность.
Опять же, что лучше запомнится? Что будет лучше воспринято? Внезапное. История должна подкрадываться ещё и оттуда, откуда её никто не ждёт; это увеличивает шансы на то, что что-то где-то осядет.
Вокруг видны следы жизнедеятельности постоянных посетителей, но сама выставка — в полном порядке, если не считать пары сдвинутых щитов, которые могло расшатать и одним из последних ураганов. Больше выставке никто ничего не причинил (перекинутые штанишки не считаются), что кажется не столько удивительным, сколько закономерным (тут так принято).
Выставка открыта круглосуточно и в любую погоду, хотя отсутствие подсветки несколько осложняет осмотр в ночное время. Экскурсионное обслуживание не предусмотрено.
Администрация района не несёт ответственности за вещи, оставленные без присмотра.
Вход бесплатный и с любой стороны.