Тема японских инструментов для творчества показалась мне перспективной, поэтому я продолжаю её развивать.
Японская перьевая ручка у меня уже была. И до сих пор есть. Японские чернила к ней – тоже. Японские карандаши для черчения-рисования водились в хозяйстве ещё со времён школы. Как и капиллярные ручки (ах, какое сочинение на вступительном экзамене написала я о родителях Базарова фиолетовой!). И нет ничего удивительного в том, что меня потянуло на японские кисти.
Первое, что всплыло в памяти, это Shu Uemura.
Сравнительно дорого и столь же сравнительно круто. И сравнительно японское. У нас не продаётся, но можно достать.
Но Shu Uemura, чуяло моё сердце, это не столько качественные кисти, сколько известный бренд. Да, наверное, хорошая сборка. Да, смотрится симпатично. Но кисть из ворса козы по цене кисти из ворса белки не очень впечатляет. Даже если это какая-то очень крутая коза. Умеющая умножать в уме шестизначные числа на семизначные и играющая на скрипке. Конечно, были и другие кисти, но они все предназначались для того, чем я не пользуюсь.
Вторыми всплыли Hakuhodo. У них даже свой сайт есть на английском. То есть на американском. Помимо японского. И кистей там много, они все разные, в них во всех надо разбираться. Разная длина ворса; для новичков, для продолжающих, для профессионалов; для пудры, для румян, для хайлайтера, для всего подряд (но не совсем: для того и для вот этого не очень подходит), финишная; из линейки подороже, из линейки подешевле, из линейки «Совсем дёшево, ерунда какая-то»; с облезающими надписями на ручке, без облезающих надписей; с ручкой подлиннее, с ручкой покороче… Чем больше кистей готовы покупать, тем больше их разновидностей предложат. Спрос диктует предложение, предложение диктует спрос. И без всего этого точно, сто пудов, мамой клянусь, никак не обойтись. Всё нужное и красивое. У нас, кстати, тоже не продаётся, но тоже можно достать.
Чтобы понять, что же мне из всего этого подошло бы, пришлось читать и рассматривать всяческие зарубежные блоги. У нас ведь и с этим пока всё плохо. То есть не только с перьевыми ручками. Хотя казалось бы. Или ничего, или мало, или не совсем всё понятно, или сплошные уменьшительно-ласкательные суффиксы и розовые сопли (была бы моя воля, за слово «кистюли» банила бы беспощадно). В общем, читала я «все книги о медведях», как какой-нибудь персонаж Дэвида Брукса, привыкала к слову «kinoko» вместо слова «кабуки» и регулярно встречала ещё одно явно японское наименование: Chikuhodo. Были и другие малознакомые слова. Tanseido, Kihitsu, Mizuho, например, или Koyudo. Но это попадалось чаще. И даже творчество товарищей из Китая встречалось: копия знаменитых кистей таких-то. Из чего можно сделать вывод, что марка-то достаточно популярная. И чаще всего упоминались кисти какой-то загадочной серии Z. Мол, всем флагманам флагман. И картинки заодно, картинки. И вздохи на тему того, как это круто, но как тяжело достать.
И никаких видов и подвидов. Десять кисточек. То есть уже много, но ещё не перебор, разобраться можно. Для пудры, для румян, для теней… И ворс голубой белки, который отлично подходит лицам с чувствительными лицами. А я – как раз такое.
Долго уговаривать меня надо не во всех случаях, поэтому внимание моё переключилось с Hakuhodo на Chikuhodo, и я почитала ещё чуть-чуть и посравнивала. Мол, не зря ли мне с первого взгляда эти кисти приглянулись (вопрос вкуса, конечно, но смотрятся-то они очень даже ничего). Не ерунда ли. Не хуже ли они Hakuhodo. Не сотрётся ли название марки через пару месяцев использования (и сотрётся ведь не полностью, чтобы кошмар перфекциониста получился).
Не сотрётся. И марка крутая. И кисти отличные и долговечные. Ручная сборка, контроль качества, все дела. И ворс канадских голубых белок, которые настолько редкие, что никто на них не охотится, вреда им не причиняет. Только если унижают, когда стригут под присмотром зверозащитных организаций. Но не более того.
Компания Chikuhodo, расположенная в посёлке Кумано (префектура Хиросима), является производителем кистей не только имени себя, но и имени всех известных японских косметических брендов. Например, Shiseido, Kosé и Kanebo. А если брать шире, то ещё и SUQQU, Lunasol, RMK, Chicca, Clé de Peau Beauté, La Donna, Lissage, Naris Cosmetics, Twany, est, Menard и Artisan&Artist. А ещё ведь есть Qusavi с их расписными фарфоровыми ручками и почти четырёхсотлетней традицией изготовления этого самого фарфора (конкретно про Qusavi не знаю, но в Арита этим с 1616 года занимаются). Под эти ручки Chikuhodo делает кисти для пудры и помазки для бритья, а потом всё это дело за большие деньги продаётся туристам.
Ещё есть кисти имени всяких визажистов. И школ визажистов. Например, Kamata.
В общем, в Японии модно быть ОЕМ-производителями. И почти 80% кистей – это дело рук сотрудников компании Chikuhodo.
У самой фабрики есть собственный интернет-магазин, в котором можно изучить, что именно она выпускает под своим наименованием. И отзывы почитать заодно. А если не получается, то хотя бы количество «звёздочек» у каждой модели посчитать. Сайт марки сейчас, кстати, переделывают. Будет больше красивых картинок и текстов на английском. Видимо, потребитель стал разнообразнее.
Chikuhodo производит кисти разной ценовой категории и разной степени крутизны. Чем дороже кисть, тем «спокойнее» дизайн. И тем меньше видов кистей в линейке. Есть кисти из натурального ворса, есть из синтетического. Есть складные, портативно-дорожные. Есть с росписью Maki-e (если захочется чего-то большего, то с точно такой же росписью есть ручки-кисточки марки Kuretake: Sakura brush-pen; и да, принт это всё, хотя смотрится богато). Есть серия GSN для профессиональных визажистов. Кажется, раньше она называлась GS, но её обновили, и теперь все всё путают, потому что ещё есть серия G, которая выглядит точно так же, только ручки короче; в общем, почти Hakuhodo, но с меньшим размахом. Есть кисточки для умывания и для взбивания пенки. Есть помазки для бритья (то есть никто не забыт и изделием из натурального ворса не обделён). Есть наборы кистей. Есть расписные коробки для их хранения. Ещё фабрика выпускает под своим наименованием чехольчики для кистей. Имеются даже варианты из натуральной кожи: чёрненький с беленькими (которому обновили внешний вид путём перенесения названия марки с застёжки на клапан; это, конечно, всё меняет) и беленький с красненьким (который пока не купить, потому что ему пока ничего не перенесли). Как и у Hakuhodo, на любой кисти (с деревянной ручкой) за отдельные сколько-то иен можно сделать гравировку. То есть получить кисть имени себя. Мелочь, а приятно, наверное.
Сборка – ручная. Это уже упоминалось. Если не считать двух конвейеров, на которых ворс долго и тщательно смешивают (если используется разный ворс, как для кистей Qusavi: голубой белки и какого-то хитрого козлика) и разравнивают. На производстве работают сто человек (мужчины в голубом и женщины в розовом), которые ежедневно производят 4-5 тысяч кистей.
Сырьё, ясное дело, используется не японское, а привозится из Канады, США, Китая, Европы и России. А вот материал для ручек закупается в ряде японских префектур. А ещё в Южной Корее и на Тайване.
Часть кистей создаётся совместно со специально обученными дизайнерами марок-заказчиков. Часть – разработки самой компании Chikuhodo. На готовый вариант остаётся только пририсовать свой логотип. Эти же кисти, кстати, продаются и под брендом Chikuhodo.
Нельзя поставить свой логотип только на две коллекции, то есть две серии кистей Chikuhodo: на Z-series (потому что это Cikuhodo by Tesshyu, то есть имени старшего представителя семейства Takemori, эту серию и разработавшего) и на кисти, идущие в наборе, стоящем почти тысячу американских долларов, которые называются Kiwami. К ним прилагается чехол-тубус с симпатичной красной подкладкой и знание того, что эти кисти лично сделал сам господин Tesshyu Takemori (не хочу транскрибировать, не хочу! и не буду). А ещё у них красивые деревянные ручки, а в изготовлении используется ворс разных сортов белок. И это не простой набор кистей, а юбилейный, в честь шестидесятилетия марки придуманный. Но зато внешне – та же самая серия Z. И чёрные глянцевые обжимные кольца – ровнёхонько те же самые. Но Z-серию, конечно, не сам отец-основатель делает. Поэтому, говорят, ощущения от использования очень отличаются.
А так – даже на кисти с Maki-e можно своё название поставить. Хотя и они очень похожи на Z-серию. Но в них больше «сувенирности», поэтому всё логично: такое только на подарки и покупать.
Ещё господин Tesshyu разработал серию кистей из белого ворса Saikoho, то есть из козлика. Того самого, который хитрый. С чёрными матовыми ручками и красным логотипом. Называются они Takumi by Tesshyu Takemori, на данный момент считаются новинкой. На кистях не написано, для чего какая предназначена (зато есть номера, которые чуть-чуть артикулы), но во всём остальном они подозрительно похожи на серию Z. И формой, и ценой.
Цена, разумеется, объясняется редкостью ворса. А если точнее, то редкостью ворсинок и тщательностью их сортировки. И Saikoho — это не название породы, а разновидность сырья, используемого при производстве.
С одного и того же козлика (но с разных частей его тела) можно собрать несколько видов ворса. Как жёсткий и не очень равномерный для самых простых кисточек, так и тонкий и мягкий для кисточек получше. Козы в процессе почти не участвуют. Им не надо конкурировать, у них только быт и досуг. Поэтому и «оперение» не такое богатое. С них получают только нечто под названием Chokuho, про что известно только то, что оно длинное и тонкое.
А у козликов даже хвосты не простые, а водостойкие. С них добывают Yano, из которого изготавливают кисти для косметических средств на жидкой основе.
Не только с одного и того же козлика, но и с одного и того же места можно получить ворс, который будет отличаться по ряду параметров (мягкость, тонкость, эластичность и так далее). Например, с шеи. Там целых три типа ворса (хотя это не предел). Есть ворсинки, которых меньше всего, но они чуть ли не круче ворса голубой белки. Такой ворс называется Saibikoho. Кисть из него может стоить дороже, чем SUQQU, и при этом выпускаться какой-нибудь малоизвестной маркой. Следующий по мягкости и редкости — Saikoho. Он почти такой же высококачественный и почти такой же дорогой. Попроще и подешевле – Sokoho. Он-то и встречается в большинстве кистей. На него похож Saichoho, но его уже собирают с холки, и он пожёстче.
И пока марка Hakuhodo предпочитает использовать Sokoho, компания Chikuhodo предпочитает не экономить и ни в чём себе не отказывать.
Существует, кстати, ещё одна коллекция кистей имени Takemori-старшего, но уже у Kanebo: Tesshyu Collection. То есть Kanebo не только заимствует уже готовые решения от Chikuhodo, но и заказала себе эксклюзив.
К слову, только господин Tesshyu Takemori может собрать кисточку от начала и до конца. Все остальные сотрудники компании обучены делать каждый — только одну из десяти операций; то есть получается конвейер. Один измеряет, другой отбирает «неправильные» волоски… И только шестой собирает готовый пучок, с которым и предстоит работать. То есть в среднем кисть проходит через руки 10-12 человек.
А ещё у Tesshyu Takemori очень чувствительные пальцы. Потому что с какими-то другими пальцами можно и не думать о работе с hanzashi (продолжаю не хотеть транскрибировать). И всего трое сотрудников марки умеют обращаться с этим приспособлением. Это как бы нож, но не совсем. Который традиционно использовался в производстве кистей. Штука острая, справляются с ней не все (нож зажимают между большим и средним пальцем, а ворс проходит между лезвием и указательным), а чтобы научиться пользоваться, надо около пяти-шести лет; поэтому многие производители кистей, чтобы сэкономить на времени и на пальцах сотрудников, предпочитают переходить на другие технологии. С помощью hanzashi удаляются все неровные ворсинки, ворсинки, лежащие не в том направлении, и ворсинки, кончик которых по какой-то причине был срезан (такого в кистях Chikuhodo не должно быть вообще, как заявляется). И почувствовать, что с ворсинкой что-то не так, мастер должен просто проведя по ней пальцем. А ворсинок там много. И примерно двадцать процентов из каждой маленькой связки, которая и должна стать кистью, уходят в брак. «Плохой» ворс в производстве не используется.
После такого «вычёсывания» кисть формируется при помощи специального деревянного цилиндра, который в Японии зовут koma. Напоминает стакан или всегда актуальные подставки для карандашей, которые мальчики в школе вытачивают на уроках труда. Kom’у, кстати, точно так же вытачивают. Так что не зря напоминает. Углубление в цилиндре соответствует форме готовой кисточки. И если во Франции ворс в таком «стакане» предпочитают трясти (есть прекрасный ролик на эту тему у марки Raphaёl, старейшей фабрики, основанной неким господином Параном в квартале Маре ещё до Революции; и пусть производство уже давно перевели и расширили, но до сих пор всё собирается вручную; там делают не только художественные, но и косметические кисти, в частности – для Dior и Make Up For Ever), то японские мастера выбирают «скручивающее» движение. Хотя для той же 131-й кисти Shiseido (Perfect Foundation Brush) применяется специальная мембранка, на которой она «прыгает», пока ворсинки не утрамбуются и не дадут нужную форму. Но там специфика другая, конечно.
Самое важное – сделать kom’у правильной формы. Потому что подрезать ворс, если где-то что-то останется в итоге торчать, нельзя. Собственно, именно kom’ы и являются тем самым, что разрабатывают дизайнеры марок, чтобы кисть отвечала каким-нибудь параметрам, которые для чего-нибудь там важны. Всякие там лёгкие и плотные покрытия — это не только заслуга ворса и плотности набивки кисти, это ещё и заслуга формы этой самой кисти. Дизайнер может быть любой, а вот цилиндры, то есть kom’ы делают уже на фабрике Chikuhodo. И это логично.
Собственно, легендарная и неприлично дорогая кисть SUQQU – это тот же самый ворс голубой белки, взятый из одной и той же коробки, это те же самые мастера, это тот же самый цех и склад, что и у кисти Chikuhodo серии Z. Близнецы-братья почти. То есть сёстры. И хорошая новость для жадных: в Z-1 ценного беличьего ворса кладут больше. Но koma другая, конечно. И да, SUQQU не может стоить дёшево.
Ворс в kom’у помещают кончиками вниз, то есть видна «изнанка» кисти. Когда всё сформировано, пучок обматывают проволочкой, чтобы ничего никуда на распалось, и аккуратно катают между пальцами, за счёт чего он немного сужается и удлиняется. Катать слишком мало или слишком долго – это ай-ай-ай. Тут нужны опыт и интуиция.
Только после этого почти готовую кисть отправляют в обжимное кольцо, где ворс закрепляют клеем (чаще всего – не водостойким). По кисти ещё раз проходятся hanzashi. Для пущей гарантии и для того, чтобы удалить все ворсинки, которые не «схватились» клеем. Затем почти готовую кисть измеряют. И либо складируют, либо сразу отправляют на следующий этап производства, где обжимное кольцо соединяют с ручкой. А дальше уже скучно: очередной осмотр, упаковка, хранение и реализация.
Если Chikuhodo производит 80% всех кистей для косметических компаний, то фабрики в Кумано ответственны за 80% всех японских кистей вообще. И для каллиграфии, и художественных, и косметических. Производство кистей Hakuhodo, кстати, расположено там же.
В Кумано даже музей специальный есть. Кисточек и кистей. То есть всё серьёзно. Ещё серьёзнее выглядит сеть магазинов кумановских кистей: Kumanofude Select-Shop. От силы воли там ничего не остаётся. От сбережений тоже.
Расположение у Кумано не самое удачное. Равнины мало, а горные склоны в Японии не всегда и не везде на что-то годятся. Земледелием заниматься было неудобно. А в тех местах, где нельзя заняться земледелием, японцы обычно развивают какую-нибудь промышленность.
Всё самое интересное началось в конце XVIII века. В свободное от сельскохозяйственных работ время, то есть в межсезонье, предприимчивые жители Кумано покупали кисти и чернила в одном месте (Нара) и перепродавали их в другое (не указано). То есть начиналось всё с торговли, а если говорить проще – спекуляции. Но местное население не стало себя искусственно ограничивать и уже в первой половине XIX века решило научиться делать кисти для каллиграфии (fude) самостоятельно. И решили это сделать молодые сельские жители. И не уезжать в город, сменив образ жизни и забросив родные поля, как принято делать у всех остальных, а пригласив преподавателей из Хиросимы (от которой Кумано находится километрах в тринадцати). То есть, так и быть, да, поездить и поучиться им потом всё-таки пришлось, и образ жизни у них поменялся, но после этого они вернулись обратно в Кумано и стали налаживать производство.
Потом правительство Мэйдзи очень вовремя реформировало школьное образование (в 1872 году). Четыре класса школы стали обязательными для всех сословий, и одним из предметов была каллиграфия. Разумеется, ученики пользовались кистями, изготовленными на семейных производствах в Кумано.
Но после Второй мировой войны каллиграфию отменили. До 1955 года фабрикам в Кумано было толком нечем заняться (а потому что никогда не надо полагаться на систему образования). То есть, как принято говорить, для отрасли настали тяжёлые времена. Тем не менее традиции не были утрачены, и пусть потребовалось целое десятилетие, но производство снова смогли восстановить. Ведь гражданское население продолжало хотеть рисовать, а кое-кто – ещё и краситься. И последних было больше. Гораздо больше. Пока правительство признавало кисти из Кумано одним из видов японских традиционных ремёсел, местные фабрики наладили производство художественных и косметических кистей. И всем стало хорошо.
Компания Chikuhodo, основанная Kazuo Takemori в 1952 году (то есть ещё в период упадка), изначально производила только кисти для каллиграфии. И не называлась Chikuhodo. Нынешний самый старший представитель семейства – сын Kazuo, тот самый господин Tesshyu Takemori, который может всё. Он начал заниматься изготовлением кистей ещё в восемнадцатилетнем возрасте. Изначально производство было надомным, и каждый сотрудник, то есть член семьи, должен был уметь самостоятельно сделать кисть от начала и до конца, проходя все этапы. В шестидесятых годах Tesshyu принимает решение начать делать ещё и косметические кисти, заметив растущий спрос на них и в самой Японии, и в Соединённых Штатах. Через несколько лет от изготовления кистей для каллиграфии отказались совсем, сосредоточившись на более перспективном товаре (хотя Hakuhodo до сих пор выпускает и то, и другое). Выбор был сделан правильно, если судить по итогам. В 1971 году производство было перенесено из дома в новое двухэтажное здание (к которому потом пристроили новый дом, чтобы далеко не ходить), Tesshyu стал президентом компании, а марка получила своё нынешнее название. Теперь президентство сменилось легендарностью. Но господин Takemori-старший приходит на работу каждый будний день. А ещё – каждую вторую субботу месяца. Фирмой сейчас руководит его сын – Shin Takemori. Он не участвует в производственном процессе, он ведёт дела. Зато внук, Yutaro, в изготовлении кисточек принимает более деятельное участие. И получается, что в компании Chikuhodo работает сразу три поколения одного семейства. Хотя Мастер (с большой буквы Мэ) там всего один.
Можно ли было после всего этого пройти мимо серии Z? Можно, конечно. И ещё как. Но я не прошла (хотя могла свернуть в сторону не менее кумановских кистей Fine Kalla: почти та же цена, что у Z, почти тот же внешний вид, что у SUQQU). Собственно, как-то повлиять на мой выбор никакие дополнительные описания уже не могли. Я как раз такое и искала. Это если говорить о технических характеристиках. И всё такое натуральное: натуральный ворс, натуральное дерево, натуральная сталь… Для здоровья полезно. И внешний вид кисти имели, с моей точки зрения, правильный. Это уже к вопросу о моём любимом весёленьком чёрном цвете.
А ещё я и так уже была зажравшаяся, и мне хотелось всяческих излишеств.
Я решила, что мне для полного счастья нужно две кисти: для пудры (потому что я только ей и пользуюсь) и для румян (для «зелёных дней»: когда я не выспалась, болею, или не выспалась и болею). То есть Z-1 (Powder) и Z-8 (Cheek).
Достать кисти Chikuhodo, как оказалось, не всем тяжело. Да, даже в Японии точек продаж у марки Chikuhodo мало, можно сказать, что почти и нет. Зато можно купить кисти в интернет-магазине. Сначала легко и непринуждённо нашёлся сайт марки, а потом я сделала заказ через JapanShop (мне, человеку, у которого до сих пор нет банковской карты, живущему в Санкт-Петербурге, этот вариант показался оптимальным).
Вот ждать пришлось долго, да. Хотя всё относительно. Полтора месяца – это не такой уж и большой срок. Тем более, что посылка шла из Японии в Петербург через всю нашу Необъятную. И кистей в наличии не было: они были изготовлены только после того, как прошла оплата. И на почте были какие-то проблемы с обработкой посылок, всё задержалось, сплошной форс-мажор.
Упакованы кисти были в обычные прозрачные пакетики. Ничего нарядного, всё очень скромно. Производитель уважает покупателя, а потому не делает лишней наценки за нарядные коробочки. Их можно приобрести отдельно, если очень хочется. Ещё их могут выдать в обязательном порядке, если заказывать набор кистей. Зато вместе с кисточками прислали пару небольших каталогов, прайс и вкладыши-инструкции. Всё, разумеется, на японском. Но с фотографиями. Даже с цветными.
Кисти лёгкие. Самое тяжёлое в них – это обжимное кольцо. Оно-то, судя по ощущениям, и отвечает за баланс. Ворс блестящий. Сборка отличная. Никаких небрежностей и «косяков», которые можно потом выдать за шарм, обретаемый каждым изделием, сделанным вручную. Некоторые этим злоупотребляют.
Ручки покрыты чёрным лаком. Который, может быть, и не рояльный (немного урусисто выглядит; впрочем, у меня нет особых надежд на этот счёт), но смотрится всё равно элегантно. Даже если это просто чёрная краска и лак. В Японии даже краска лучше, по-ходу.
На одной стороне ручки («спереди») – название марки, а на другой («на обороте») написано, для чего же кисть предназначена. Что у меня ассоциируется с кистями марки Bobbi Brown. Особенно если их рядом положить.
Ухаживать за кистями для всяких пудрообразных средств производитель рекомендует регулярно, но без фанатизма. Сразу после использования протирать бумажной салфеткой и один раз в месяц мыть. Всё. Никаких хитрых специальных шампуней и чего-то подобного. И никакой горячей воды. Клей не водостойкий, поэтому мочить ворс у основания и обжимное кольцо (а заодно и деревянную ручку) производитель не советует. Какие бы купания в тазике с пеной ни были изображены в инструкции. Написано-то там совсем другое. Не верь глазам своим, учи японский.
Ворс по всем параметрам натуральный, то есть без каких-либо окрашиваний и подкрашиваний. Не линяет.
Я против Chikuhodo применяю стандартный набор средств: спрей и шампунь Bobbi Brown. Ничего так. Вреда точно от них нет. Перед первым использованием, разумеется, кисти пришлось помыть. После этого кисти целых полчаса имели ярко выраженный запах. Не нафталина, но чего-то другого, тоже химозного, но менее противного; лака или растворителя, например (точно такой же запах был, но гораздо сильнее, когда только достала кисточки из упаковки). Возможно, это был волшебный белый порошок для обеззараживания всего и вся, которым пересыпают ворс для будущих кисточек при хранении на производстве. Высохли кисти за ночь. Форму не потеряли и не поменяли, ворс топорщиться не начал, блеск никуда не исчез.
Кистью для пудры пользуюсь теперь ежедневно. Кистью для румян – реже.
Ворс из кистей не лезет, пыль они не поднимают. Смотрятся классно. Всё так мягко и удобно, что кажется, я причиняю себе добро. Слой пудры получается тонкий, равномерный и незаметный. Как и задумывалось. Никакой аллергии или раздражения (неудачный опыт уже имеется; не все кисти одинаково полезны). Мне всё нравится, меня всё радует.
От всех моих предыдущих кистей Chikuhodo отличаются. Было бы удивительно, если бы не. И я ими довольна. У меня есть много кистей, с которыми я могу их сравнивать, и я полностью одобряю свой выбор. Знала бы, что есть такой вариант, сразу бы на нём и остановилась. Экономия бы вышла. Но я не расстраиваюсь. Ведь теперь у меня есть не только опыт, который чей-то там сын, если верить Нашему Всему, но и отличные кисти. Которые без этого самого сына я бы даже выбрать не смогла. И ещё у меня есть сравнительно полное собрание сочинений Мишеля Фуко. Но это – так, просто. Чтобы в тексте было хоть что-то умное.
В очередной раз поражаюсь страсти японцев к мелкой работе.
Автор
Вот за это я их и люблю, да.
У меня в последнее время, конечно, совсем какое-то помешательство на всём японском наблюдается. И я с этим даже не борюсь. Так хорошо стало; всё такое аккуратненькое, хорошенькое, работающее…)
Анита, понравился ваш стиль изложения! Интересно было прочитать. Сама недавно увлеклась японскими кисточками. Теперь не могу остановится, но удовольствие от использования и результат стоят того! Я правда прошлась по Koyudo и Hakuhodo. Перед покупкой прочитала почти все статьи Сони http://sweetmakeuptemptations.com/. Человек действительно увлечен кистями. Заглядывали к ней? И еще не по теме, нигде не нашла у вас как можно подписаться на новые статьи по почте?
Автор
Спасибо!
Сонины статьи про кисти я осилила все. Про Chikuhodo-то точно. Brush Temple заодно поизучала. Собственно, именно это всё на выбор и повлияло.
На Koyudo засматриваюсь. На те кисти, которые со зверьками: остальное-то пока не нужно, а эти смешные.
Толковую возможность подписаться пока ещё не «прикрутили». Тут такая посещаемость, что как-то и мысли не возникало.) Но есть RSS: справа, в рубрике «Мета».
Да, со зверьками меня в первую очередь и привлекли. Заказала себе розовую с кошечкой. Когда пришла не могла с ней наиграться. Это действительно эстетический и кинестетический восторг!) Теперь в планах fan brush. Не могу забыть Сонин бутерброд из этих кисточек.
А возможность подписаться надо обязательно «прикрутить». Не важно, что посещаемость маленькая! Иногда найдешь что-нибудь интересное на просторах и если не «зафиксируешь» оно рано или поздно теряется.( А RSS увы не работает, я с ipad.
Автор
Значит, займусь «прикручиванием».)
вот это исследование!
Прочитала с удовольствием, хочу еще кистей, к моим Хакуходо и Койодо (простите мои транскрипции, так меньше вероятность, что ошибусь)
Автор
Как я поняла, кистей много не бывает.)
Здравствуйте, Анита. С удовольствием прочитала Ваш отзыв, посмеялась. Я тоже счастливая обладательница японских кистнй — Chikuhodo, Hakuhodo. Из Chiku — купила Z 8, MK-2 и несколько кистей для пудры, контуринга и глаз. Пользуюсь с огромным удовольствием обеими марками. Скажите Вы с официального сайта заказывали? Я с Visage usa. Мне почему то не положили брошюрки, инструкции и тд((. Прислали только инструкцию на емейл. После оплаты ждала 9 дней и шло ко мне в Казахстан, Алматы 2 недели. Это, конечно, считается быстро. Спасибо Вам за ваш пост. При выборе румянной кисти ( брать или не брать) он был решающим, придушила жабу и закрыв глаза, купила. О цене не вспоминаешь, глядя на свои кисти. Очень нравится Ваш блог.
Автор
Вам спасибо за отзыв.)
Заказывала с официального сайта, да. Кисти там волшебным образом оказались на пару тысяч дешевле, чем везде, поэтому долго себя не уговаривала.
Шли дольше. Успела перехотеть и почти забыть. Сейчас жду фирменный чехольчик. Может быть, с ним всё получится не так медленно и печально. Хотя в нашу почту накануне праздников я не очень верю.
Об отсутствующих брошюрках можно не жалеть: всё это есть на сайте марки. Кажется, ещё и с видео. Вам зато со скоростью доставки повезло. По-моему, это лучше каталога, в котором половина позиций отмечена наклеечкой «Снято с производства».)
Что в брошюрках оказалось полезным лично для меня, так это портрет основателя марки и альтернативный способ нанесения румян. У меня физиономия круглая, как на картинках в инструкции к кисточкам. Внезапно оказалось, что способ имени Chikuhodo мне подходит, и результат получается натуральнее.
Японские кисти потом ещё какие-нибудь хочу (они – то самое лучшее, которое враг хорошего; качественнее у меня кистей ещё не было). Осталось только решить, какой бы косметикой начать пользоваться. Хотя я ещё на кисти для каллиграфии смотрю. Тоже ручная работа, тоже из Кумано, тоже дорого.)
Прекрасная статья!
Скажите, а «Заказывала с официального сайта» — это с chikuhodo.com? Там можно напрямую заказать в Россию? Вроде только префектуры можно выбрать
Автор
Спасибо.)
Заказывала именно с chikuhodo.com, да. Но через посредников. Которые находятся в Петербурге, как и я, но гораздо лучше справляются с доставкой чего-то такого, что, например, только для Японии. Собственно, у меня JapanShop упомянут. Поэтому мои усилия здесь ограничились только поиском сайта, нужных позиций на нём, уточнением описания и предоплатой.
Спасибо и вам за оперативный ответ)
Подумываю о кистях для глаз из T-серии, нравится контрастное оформление.
Хочу хорошую растушевочную кисть, и меня дезориентируют такие отзывы, как «MAC217 идеальна для растушевки, но пушится, колется и вообще уже давно не та, что была раньше».
На данный момент выбираю между T7 и Hakuhodo J5523.
Автор
Takumi будет чуть мягче (а ворсинки тоньше). Но хороши-то должны быть обе, если вспоминать, что про них пишут.
Я на Takumi долго смотрела и прикидывала, не взять ли, после того, как они появились (симпатичные и тоже By Tesshyu). Но потом решила, что раз уж начала с Z-серией возиться, то и остальное пусть будет такое же. Так что у меня теперь Z-5. Из белки. Очень мягкая и очень большая. Но точности с ней добиться легче, чем с какой-нибудь кистью Bobbi Brown или MAC. К европейским кистям теперь вообще возвращаться как-то не хочется. Результат какой-то не тот.)