В местном ДК имени Ходовской крепости (Культурный центр Chodovská tvrz) заканчивается выставка работ чешских художников, живших или живущих во Франции. Демонстрирующая, как повлияла на них и, что важнее, на их творчество окружающая среда. Или не повлияла. Или повлияла, но косвенно. Потому что не всех чешских художников можно перепутать с не-чешскими, чем их ни окружай.
Как бы то ни было, хорошая среда плохого не сделает, среди представленных художников — в основном знакомые имена. Не только известные всем, кто жил или живёт в Чехии, но вошедшие в историю мирового искусства вообще (в историю ХХ века) и сюрреализма — в частности: Франтишек Купка, Йозеф Шима, Йиндржих Штырски, Мария Черминова (Тойен), Жорж (Йиржи) Карс и Йиржи Коларж.
Сама Франция, может быть, присутствует и не во всём, её влияние — тоже, но все художники, чьи работы представлены на выставке, жили в этой стране десятилетиями (некоторые из них в ней даже умерли), и что ещё важнее: все они были чехами. Почему это стоит отметить отдельно? Потому что рядовые искусствоведы склонны причислять их к французским мастерам. И возможно, они не так уж и ошибаются, но историческая родина от этого грустит, а это главное (и вообще, обобщать — грубо).
Тема и художники выбраны не случайно, а очень даже в духе времени. Чтобы расширить кругозор публики и, чего не бывает, выплыть на волне успеха другого мероприятия.
В Национальной галерее сейчас проходит ретроспектива Тойен. При поддержке французских галерей и коллекционеров, с открытками и каталогами, с сопроводительными материалами даже на английском языке. Долгожданное событие, анонсы, появившиеся раньше обычного, публикации в местном глянце и афиши чуть ли не по всей Чехии. Потому что не Альфонс Муха здесь главнее всех.
Художники, представленные в Ходовской крепости, разумеется, создают правильный фон полотнам Тойен и в Национальной галерее тоже. Одна эпоха, одни и те же направления и объединения, один Прованс. И могло показаться, что раз параллельно для них организовано что-то отдельное, то и показано будет что-то более интересное, а не просто самые значимые произведения или что-то из коллекции очередного музея.
Но ничего подобного, ожидания нужно сразу приводить в соответствие с масштабами и известностью выставочной площадки: самого главного мало, практически по одному экземпляру, исключительно ради многообещающего заголовка (и чего-то ещё, чего-то ещё). Зато каждую работу можно рассмотреть так, чтобы запомнить на всю жизнь и не развидеть уже больше никогда (фирменный формат большинства чешских выставок). Да, может быть, второстепенное, но точно навсегда.
И если для посещения Национальной галереи нужно заранее бронировать билет, вливаться в толпу и успевать осмотреть всё за восемьдесят минут, десять из которых у вас отнимут очередь в гардероб и контроль на входе, здесь вы можете провести хоть целый день (хотя целый день в трёх залах — это странно; хотя тут все свои — поймут; хотя свои сюда толком и не заходят — так что тут опять двояко).
Ещё и в одиночестве: если не считать заблудившихся посетителей культурного центра, которых разворачивают ещё в дверях, перенаправляя в нужную сторону, больше тут никого и нет. Во внутреннем дворе — вечная сиеста, за окнами — опустевший к середине лета парк.
Другое выгодное отличие: некоторые полотна на выставке в Ходовской крепости можно купить. Цены показывают прямо на входе, что может помешать некоторым особо впечатлительным натурам воспринимать искусство, потому что табличка не только застревает в памяти как отдельное произведение, но и создаёт некоторый рейтинг, в котором год создания или размеры полотна — не главное. С другой стороны, тоже вариант, ведь на что ещё ориентироваться тому, кто с историей чешского искусства знаком плохо или не знаком совсем?
С третьей стороны, это всё теории, ведь что бы мог такой посетитель тут вообще забыть?
Про Ходовскую крепость ещё надо узнать, а потом как-то до неё дойти (ведь вокруг спальный район, рядом парк, неподалёку один из крупнейших моллов Праги — и все они отвлекают). А чтобы догадаться о выставке — зайти на сайт одноимённого культурного центра, что специально будет делать не каждый, потому что большинству для всего этого уже нужна телепатия. Так что попадают сюда не все, в основном — местное население и местные же ценители. Предполагается, что все они в теме.
Хотя в жизни случается всякое. Вдруг посетителю выставки Тойен захочется большего? Вдруг он начнёт гуглить?
Случайный прохожий тоже может быть в чём-то заинтересован, да и культура сама себя в массы не продвинет, её в них надо проталкивать (и кто знает, не исключено, что однажды это поможет кому-нибудь не перепутать чешских художников с французскими).
Конечно, не всем это нужно (иногда не нужно), не все об этом догадываются, не у всех есть ресурсы… И так далее, и вот это вот всё.
И вообще, это в центре Праги все ориентируются на туристов (хотя из-за пандемии ориентируются всё реже; а о притаившихся экспатах никто не догадывался и раньше), на окраинах общество просвещает само себя, на себе же и сосредоточившись, и нет предела совершенству. В том смысле, что ещё есть к чему стремиться, и крепить таблички почти на уровне пола — это низко.
Но даже в центре города каждая выставка, о чём бы она ни была, хоть об Рембрандте, хоть о египетских пирамидах, обязательно будет про Чехию. Как притянуть одно к другому, решают кураторы; часто бывает так, что местное кажется неуместным, но это вопрос стыковки, потому что всё можно подогнать (центр Европы всё-таки). Любые выставки в Чехии всегда посвящены Чехии, а чешское общество сосредоточено на самом себе, и если к этому привыкнуть (что случается довольно быстро), отсутствие табличек или материалов, переведённых хотя бы на английский, не удивляет вообще. А вот отсутствие дополнительной информации — да, всё ещё удивляет.
На выставке «Чешские художники во Франции» подробных описаний нет; только бумажки с именами, датами и названиями. И отметками, что что-то из этого всё таки не продаётся (а просто служит фоном всему остальному, которое очень даже).
Некоторые работы не вывешены; они лежат пачкой в самом начале, потому что крепость маленькая, залы в ней небольшие, места нет, но организаторы не могли не показать ещё и это, пусть и без должного оформления. Рассмотреть при этом удаётся не всё, но рядом на стене — как будто бы что-то более оригинальное, поэтому и так сойдёт.
И предчувствия не обманывают: «Чешские художники во Франции» прекрасно дополняют увиденное в Национальной галерее.
Выставка продлится до конца месяца, продажа — возможно, ещё дольше, а на Тойен можно посмотреть до середины августа (хотя всё хорошее здесь принято продлевать).
Входной чек можно приобрести в кассе замка непосредственно перед посещением (билеты не распечатывают, что-то сломалось).