Прекрасное далёко

Пару лет назад местное правительство поделилось с населением района своими планами: устроить тут всем урбанистику, чтобы стало красиво, как на рендере. Рендер тоже показали, и на нём было красиво. Странной конструкции возле метро, совмещающей магазины, парковку, прогулочную зону и подступ к вестибюлю метро, не было, зато были новостройки на месте пустырей, деревья в кадках и странные счастливые люди, которых никто здесь не знает (кто они? почему всегда приезжают в каждый отреновированный район? что они делают с коренным населением, ведь оно всегда, всегда исчезает с картинок с версией «После»?). Вдоль дороги красовались офисы, продуктовые магазины отсутствовали. Возможно, их забыли пририсовать или просто мысленно куда-то перенесли, но это была как раз та тема, которую следовало раскрыть лучше.
Потому что здесь не любят перемен. А если перемены не сулят ничего хорошего привычным вещам и порядкам, их не любят ещё больше.

И каким бы прекрасным ни был проект, нынешний вариант, сохранившийся ещё со времён другой карты мира и прежних политических режимов, всех уже и так устраивал. Поэтому все выразили протест, были собраны подписи, и мечты об урбанистике выродились в перестройку продуктового магазина (внешне ничего не изменилось).
Но кто-то ещё явно на что-то надеется.

Потому что необходимость внедрения урбанистики всё ещё очевидна. И ещё очевиднее она становится с каждой новой выставкой возле метро. Историческая фотография и стенды с ней — как новые, пространство вокруг — даже не подкрашено. Оставлено в первозданном виде, чтобы все сами захотели улучшений (своего рода политика подталкивания).
Во всяком случае, кажется, что смысл именно в этом. Потому что найти другие смыслы в подобном выборе выставочного пространства сложно (хотя, напомню, здесь не любят перемен, население не обязательно проникнется даже после таких контрастов). Всё-таки обычно такие проекты втыкают в заранее облагороженные места.
С другой стороны, я уже начинаю привыкать, что смыслов иногда не бывает вообще. Могли и просто так совместить несовместимое.

Как бы то ни было, проект районного культурного центра продолжается (о нём уже был отдельный текст чуть раньше), и в августе возле метро появилась новая подборка фотографий. Теперь — о послевоенном восстановлении и строительстве, оптимизме, молодости и взаимоотношениях с новым режимом, которые уже начали казаться подозрительными. Знакомые имена фотографов, ещё более знакомые имена авторов цитат к снимкам: Оруэлл, Роллан, Толкин, Википедия.

Всё чёрно-белое и красивое. Небо над стендами тоже красивое, при сильном ветре — ещё и непрерывно меняющееся. Остальное вызывает вопросы, особенно интригуют запахи, которые после дождя усиливаются настолько, что часть выставки осматривать почему-то не хочется.

За счёт чего достигается эффект, на который организаторы явно не рассчитывали. Что-то они явно хотели продемонстрировать, но что именно — не имеет значения, ведь в итоге получается оно: «Страна, которую мы потеряли». И вспоминаются слова на букву «сэ» и «кэ», потому что такое тут тоже когда-то строили.
Не этих смыслов здесь ищут, но среди выгоревших вывесок и разрушающейся плитки к другому выводу не прийти (и навевает, знаете ли, навевает).

Как известно, не место красит человека, а человек — место, но если человек не красит место, то место перестаёт красить всё подряд. Фотографии хочется смотреть и видеть, мир вокруг — уже не очень (в обычное время выручают холмы на горизонте, но сейчас их загораживают стенды — не то).
По остальной Европе тоже не бегают розовые пони, и экономика до сих пор не привела всех к обещанному фантастами светлому будущему; но если музейная ветхость всё ещё может выглядеть благородно, некоторые общественные пространства не обязательно заслуживают статуса выставочного. Стенды по-своему хороши, но ими не замаскировать грязные стёкла.

Исправить ситуацию может одно из двух: или территорию облагородят, или стенды разместят где-то ещё. Но выставка интересует не всех, и того количества посетителей, которое здесь случайно оказывается, для перемен не хватит. Это во-первых. А во-вторых, результат не идёт вразрез с двумя важными принципами: «Если что-то работает, не трогай» и «И так сойдёт». Потому что всё и так работает. И потому что такой вариант — тоже годится для восприятия (да, можно и лучше, но зачем?).
Не исключено, что с годами администрация научилась принимать свой район таким, какой он есть.
Так что если тут чему-то и суждено измениться, то стендам: в сентябре будет новая тема, поэтому нас ждёт новая подборка фотографий.

Проект стартовал недавно, в планах — целых одиннадцать выставок (это в общей сложности; две из них уже отгремели), место проведения — одно и то же, сроки установлены, и можно расслабиться. Ведь из всего этого следует, что в ближайший год никаких реноваций не планируется. И проект продолжит смотреть в прошлое, постепенно приближаясь к современности. Разумеется, будущее последует. Только оно будет выглядеть точно так же. Что как бы вселяет уверенность, но не обещает никакого волшебства.