Это вот почему я раньше про Tombow Irojiten ничего не говорила? Это потому что сказать мне о них было нечего. Но всё меняется. Например, я их купила — и сразу всё поменялось. Но я давно заметила: о вещах, которые пробовал, как-то легче рассуждать. То есть обстоятельство несущественное, но порой выручает.
Так вот. Самое чудесное в этих карандашах — коробочки. Поскольку всё целиком — это «словарь» (или «энциклопедия») природных оттенков (у нас тут такой природы, если что, нет), всё расфасовано в отдельные «тома». Каждый «том» состоит из трёх частей, то есть содержит тридцать карандашей. Каждая часть — картонная книжечка-коробочка на резинке. Европейскому пользователю может показаться, что открываются они с конца, японский будет уверен, что всё как надо. Томов в «энциклопедии» три, то есть полный набор состоит из 90 карандашей.
Iro — цвет (это я выучила, это как у чернил Iroshizuku), jiten — энциклопедия (люблю японский язык).
Каждая книжечка имеет своё название: Pale tone, Deep tone, Vivid tone и так далее. Чтобы никто не положил случайно vivid в pale, у карандашей имеется соответствующая маркировка: P (от 1 до 10), D, V и другие буквы латинского алфавита.
На жизнь вполне хватает и одной коробки, но с тремя как-то спокойнее.
Первый набор прост и универсален (то есть в него положили чёрный карандаш), остальное — излишества. Слишком мало тёмных; слишком много светлых, бледных или сразу розовых. И не все они нужны. К счастью, всё сгруппировано так, что можно вообще обходиться всю дорогу без двух-трёх «книжек». И пусть какой-нибудь «Портрет» или «Пейзаж» привычнее европейскому пользователю, но и у Tombow логика распределения цветов — вполне себе логика.
Упаковка и задумка — японские, всё остальное сделано во Вьетнаме. На коробке, на вкладыше и на каждом карандаше написано название оттенка. Что полезно для общего развития (как-то не очень, честно говоря; но с десятого раза что-то, конечно, запоминается).
12 штук в коллекции — так называемые флуоресцентные, то есть ими можно рисовать на тёмной бумаге, а потом радоваться. Отдельным набором их можно купить в магазине при MoMA, а вот в стандартные томики их положили только десять: в Volume 7, Fluorescense. Где потерялись ещё два, я не всматривалась, но номера у них загадочные: P-17 (Turquoise) и P-18 (Celeste Blue). Не исключено, что это эксклюзив.
Запихивать все три «книжки» в родную коробку — удовольствие особое. Впрочем, едва ли это можно назвать удовольствием, поэтому лучше сразу хранить так. Главное, никогда не забывать, что «книжки», как и шоколад Schogetten, необходимо открывать с трепетом: вываливается всё и сразу.
Цвет карандаша (я не про белый основной) не всегда соответствует цвету грифеля. И этого Irojiten’у даже на его исторической родине простить не могут. Годами не могут, потому что в Tombow это никого не заботило раньше, совершенно не волнует сейчас, не будет мешать в будущем. Ибо всё это мелочи.
Как и в случае с остальной продукцией марки, самое важное тут — внешний вид. Никто из этого тайны и не делает. Поэтому эти белые, почти одинаковые карандаши очень хорошо смотрятся рядом с любой техникой Apple и тем, что зовётся скандинавским дизайном.
Никаких граней, всё кругло, как в советском детстве. Гладкие. По этому параметру с ними мало кто сравнится. Хотя деревянная пирамидка-клоун из того же самого детства может. Руки, как говорится, помнят.
Невесомые. А вот упаковка — весомая, и даже очень, что влияет на стоимость доставки. И от этого немножко грустно, ибо именно в этих коробочках на резиночках практически весь кайф и заключается, честно-то говоря (и за них многое можно простить). А то ведь можно брать и поштучно. Или наборчиками по 6 штук одного цвета. Брать, конечно, надо в США. Там вариантов, как кажется, даже больше, чем в Японии. Вот в Европе лучше не брать совсем, потому что там они раза в два дороже, чем даже у нас. За такие деньги их качество может не устроить тех, кто ждёт от них профессионального результата, и будет обидно. Хотя это всё мелочи, большинство радуется, потому что покупало ради коробочек (а ещё нам сложнее признать, что мы купили что-то не то, если это «не то» стоило дорого).
Древесина — кедр. Сначала я думала, что сосна. Такая сосна, классическая, с опилками, для досочек в ванной или стремянок из IKEA. Лёгкая, идеально приспособленная для комодов и детских карандашей. Оказалось, кедр. То есть с семейством я не промахнулась, но вот благородства не учуяла. Хотя если уж на то пошло, кто нынче не кедр? Хватаешься за первый попавшийся карандаш Lyra — а он уже оно.
Легко стираются. Сравнительно легко затачиваются. «Сравнительно» — потому что делают они это как-то неравномерно: где-то ровный и почти бесконечный воланчик с белым кантиком, а где-то опилки в лучших традициях советской деревообрабатывающей промышленности. Сосновья сущность наружу лезет, не иначе.
Заводская заточка — никакущая. Просто достать из коробочки и проверить, как там это японское качество себя ведёт, не получится. Хотя японцам виднее. Но первое впечатление было так себе.
Светостойкость — вопрос отдельный, им я ещё не задавалась. И не задамся, потому что этот параметр интересует меня меньше всего.
Цена какбэ намекает, поэтому я сравнивала с Koh-I-Noor Hardtmuth Polycolor и всяким разным Faber-Castell’ем, от краснокоробочных до Albrecht Dürer (это из числа того, чем я пользуюсь постоянно). Первые любят положить меньше пигмента (но чтобы с примесями) и больше (больше! ещё больше!) воска. Как любитель, я страдаю. Поскольку не знаю, как исправить ситуацию. Вторые разнообразны и непредсказуемы: в коробке с рыцарем можно встретить цвет мечты, а в упаковке с за́мком хоть и будет аж 48 карандашей, зато все грифели окажутся колотыми. И плевать, что в комплекте дадут точилку, это не успокаивает. Поэтому лучше сразу Albrecht Dürer. Всегда лучше сразу Albrecht Dürer (чтобы не было никакой интриги, сразу скажу, что вот они-то у меня и числятся самыми любимыми, пусть я никогда и не пользовалась ими, как акварельными; хотя самый-самый — это механический Caran d’Ache с грифелями Rotring).
Цвета отлично смешиваются, никакой лишний пигмент (то есть что-то коричневое в жёлтом) в грифеле не спрятан, в самый неподходящий момент не вылезет. Не мягкие, но и равномерно закрасить ими фон получается без проблем (хотя тут из зрительного зала поступила подсказка, что это зависит ещё и от степени кривизны рук). Несколько «суховаты», то есть Polycolor на их фоне — это всё-таки восковые мелки.
Закрасить всё нафиг, чтобы бумага не просвечивала, чтобы прямо в глаз, как Prismacolor, — это вот нет. Нежные карандаши. Что оформление, что результат. Или полупрозрачно, или один сплошной не самый яркий фон, к которому потом ничего не добавить (то есть смешиваются они хорошо только до определённого момента).
Белый пигмент, кажется, подмешан во всё подряд. Да, цвета хорошо заметны почти на любой бумаге. Но не на белой. Хочется большей насыщенности и контрастов, а выходит какое-то пудрово-миндальное Ladurée. Всё нежненькое, но очень весёленькое. А ведь если возвращаться к теме природы, которой посвящены карандаши, то оттенков серого могло бы быть и побольше; и я сейчас не о наболевшем, а как раз о Японии.
И даже единственный чёрный там — Ivory Black. Так что маркеры и линеры в помощь.
Irojiten универсальные, но не профессиональные. Не для Искусства с большой буквы «И». Зато любитель порисовать дудлы во время обеденного перерыва сможет почувствовать себя с ними умелым и способным. А чем лучше всё получается, тем выше самооценка. Это плюс. Это помогает снять стресс.
Поклонник красивых коробочек тоже порадуется и оценит. Ребёнок какой-нибудь будет в восторге, опять же. Всё-таки идея и оформление тут интересные.
Моё совершенно субъективное мнение об этих карандашах: они классные. Да, не все. Да, пожалуй, даже меньше половины. А то и четверти, если брать сразу всё. Но у Tombow есть цвета, которые дополнят любой стандартный (или даже расширенный) набор европейских карандашей. И за них приятно держаться. Так что один раз себе такое позволить можно. Палитру обогатить, резиночкой пощёлкать, за японской раскрасочкой пару часов провести… То есть сразу иметь в виду, что такие карандаши покупаются в подарок, пусть даже самому себе. Но вот дальше надо думать. Или думать сразу, выбирать из таблицы самые интересные оттенки и заказывать только их. Да, «Словари» и так-то у нас на каждом углу не продаются, а поштучно Irojiten достать ещё сложнее. Но таки кого это когда останавливало?