Holbein Artist’s Watercolor (4 апреля)

Японскую акварель Holbein не принято «покупать», её принято «доставать». Не все виды, не везде и не всегда, но свои первые Artist’s Watercolor в забавных коробочках каждый старается добыть если и не в уличном бою, то хотя бы с приключениями: во время неожиданной распродажи по случаю закрытия магазина, у знакомых художников, через сообщества, среди распакованных или бракованных товаров, со скидкой на Rakuten’е, на японском Amazon’е через японских друзей…
Поэтому мой Palm Box пришёл ко мне из Кордовы. Последний, в потёртой коробочке, пропахший закрытой на всю зиму верандой (ну или просто старым домом), новый, но с мелкими царапинами на глянцевой крышке, с несколькими ценниками, один другого скромнее, и выгодным предложением из серии «Заберите это уже, кто-нибудь» — набор, всё-таки дождавшийся своего энтузиаста.

Artist’s Watercolor — одни из, если не самые дорогие акварельные краски эвер, в том числе — у самого Holbein’а (хотя на фоне каких-нибудь Schmincke выделяются не сильно; разве что своей немного легкомысленной упаковкой, но точно не ценой). Но они легендарные. И самые профессиональные из самых профессиональных, если не считать все остальные профессиональные краски.

Holbein в сине-белых коробочках называется «Palm Box Plus». Потому что есть ещё просто Palm Box, без всяких плюсов, с красной крышечкой, двенадцатью цветами и неудобной, как все утверждают, ножкой вместо привычного кольца. То есть он совсем портативный (и для какой-то другой культуры с совсем другими привычками). Мой набор — на 24 цвета, хотя поместилось бы и 36 (но не больше, это максимум для такого формата упаковки). Но такого варианта даже не было в наличии.
Всего у Holbein’а в этой серии акварели 48 цветов, и если сравнивать с другими производителями — это скромно. Но у меня целая половина, и этого уже достаточно, потому что и с ней, честно говоря, можно почувствовать себя человеком: набор составлен по-доброму, цвета смешиваются хорошо, а если сдвинуть краски в центр коробки, пустота по бокам даже почти ни на что не намекает.

Внутри какой-то совершенно не роскошной, а очень даже банальной картонной упаковки (дизайн и фотошоп — уровня конца девяностых) содержатся: коробка с красками, листочек-палитра на акварельной бумаге, чтобы можно было сразу всё протестировать, и буклетик с ценной информацией (цвета и их названия, таблицы с параметрами, все существующие виды наборов).
Всё изготовлено в Японии. И поскольку оно только очень условно предназначено для западного рынка, по-английски там — только необходимый минимум. И если кто-то не знает японского, возможности и преимущества Holbein’а пройдут мимо него (с другой стороны, и лишняя реклама не повлияет на результаты тестирования — тоже полезно).

Ключевым словом для описания этого набора будет «миленько». Потому что в нём всё — миленько.
Могло бы быть «ызящненько», но это уже про другой набор. В чёрном ящичке, покрытом уруси, с тремя деревянными поддончиками, сложенными друг на друга, со всеми 48 цветами и фарфоровой палитрой. Который просто так не достать. Поэтому о нём мы только помечтаем, а описывать будем тот, до которого удалось дотянуться.

Каким набор акварели выглядит на всех картинках, такой он и в реальности. Никаких сюрпризов, все краски — всегда на одних и тех же местах (и всегда — все).
Коробочка компактная и аккуратная, открывается и защёлкивается туго (но каждый, кто видел обзоры Holbein’ов, к этому обычно готов).
Синяя крышка снаружи перламутровая и блестящая, словно покрытая лаком, внутри — обычная, пластмассовая. В центре — скромный логотип. Золотом. Всё остальное белое. Палитра тоже белая, и тоже — пластмассовая. За это её принято осуждать (не за цвет, но за материал), но никто не уговаривает ей пользоваться. Просто это хороший тон — класть в набор палитру. Зато она не утяжеляет коробку, а это важно (то есть утяжеляет, конечно, но это почти не считается).
И ещё у неё предусмотрены крепления, благодаря которым её можно ставить с любой стороны коробки (и за них же она крепится внутри к крышке, чтобы не болтаться), что вообще-то очень удобно, если палитрой всё-таки пользоваться (да, не керамика, но кто из нас идеален?).

Бело-голубая акварельная бумага для проб и ошибок из-за жирного плюсика и числа «24» в углу поначалу напоминала инструкцию от лекарства. Закрасила — стало легче. Это по-прежнему инструкция от лекарства, но теперь она про лето или «Рыбку Поньо на утёсе». Потому что вся эта зелёно-голубая гамма с ярко-красными пятнами вызывает вполне определённые ассоциации (как и все остальные японские наборы красок, как и все они).

Эта акварель выпускается в полукюветах (европейский стандарт), больших кювет не бывает, тюбиков — тоже. Краски очень плотно обёрнуты (ещё и с дополнительным защитным слоем внутри), но есть специальный язычок, за который предлагается потянуть. Это помогает. Хотя фирменный фантик после этого превращается в британский флаг. Ко дну каждой кюветы приклеен магнитик, так что ничего никуда не защёлкивается, а просто ставится на металлические полоски на дне коробки, скромно прикрытые белой бумагой, а потом держится за них и не сдвигается во время работы (как совмещать эту чудо-шкатулку с продукцией других брендов? никаг, смею предположить).
Круче упаковки, пожалуй, в природе не существует. Пока её разворачиваешь, успеваешь прочувствовать всю дороговизну, профессиональность и экзотичность. После этого ими уже даже не обязательно рисовать — и так хорошо.

Сбоку написаны название цвета (общепринятое и на английском) и номер (цифрами).
Если сравнивать цвета и оттенки со Schmincke, то у Holbein’а, например, Ivory Black оказывается голубее, Burnt Umber — рыжее, а Payne’s Grey — зеленее (хотя Black там синее кого угодно, если сравнивать его вообще со всем подряд). Поэтому всё надо тестировать и перепроверять (а иногда — ещё и дополнять красками других производителей, более привычными). Так что информация с кюветы помогает докупить нужное в набор (если найдёте) — это да, но вот в остальном она практически бесполезна.

В комплект также входит складная кисточка в металлическом корпусе (и с выгравированным логотипом Holbein’а), о которой обычно принято отзываться не слишком высоко, но я о ней ничего такого говорить не буду, потому что я ей не пользуюсь (складные da Vinci в разы удобнее). Она синтетическая, номер 6 (скорее всего, что означает: прямым текстом на ней не написано, но мне, как и всем остальным обзирателям, так кажется), возможно, сделана в Японии. Последнее обстоятельство, впрочем, ничего не значит. Потому что недорогие синтетические японские кисти обычно не стоят того, чтобы на них останавливаться отдельно, а дорогие, которые как раз того стоят, чаще всего ещё и очень дорого стоят. А у Holbein’а явно не этот, последний вариант (опять же, моя стихия — натуральный ворс и уруси, вот там — интересно и (почти) всегда хорошо, там можно и обсудить что-нибудь).
Зато металлический корпус постоянно грохочет внутри (если его там оставить, конечно), что как бы намекает: Palm Box — это походные краски. Но если коробочка и лёгкая, её габариты (с учётом откинутой крышки) всё-таки делают этот box не таким уж и palm. Дома и за столом с ним работать удобнее, чем на свежем воздухе.

Краски на ощупь какие-то очень резиновые. Это необычно. Рисовать не мешает, но о составе невольно задумываешься (что в нём, в каких пропорциях и зачем — такое).
После высыхания краски заметно бледнеют. На любой бумаге и всегда. Это замечают все, но не все могут с этим смириться. Потому что «заметно» — это действительно «заметно». И ещё Holbein’ы довольно бодро расплываются от любой лишней и случайной воды, так что даже если вам кажется, что вот теперь-то они полностью высохли, они — не.
Краски в наборе — однопигментные и не очень (больше информации — в профессиональных обзорах), что отдельно указано на упаковке. Там же написано, что детям эти краски давать нельзя (но возраст не уточняется, поэтому я буду считать, что мне уже можно). Они не самые стойкие, судя по шкале (у большинства всего лишь три звёздочки из четырёх), но готовую работу на стену вешать можно смело.
А если всё обобщать, то вывод получается какой-то такой: для академической живописи — спорно, для иллюстрации — отлично, а для личных дневников — идеально.

В Праге теперь можно найти всякий и разный Holbein: акварель в тюбиках (отдельно и наборами), акварель прозрачную и непрозрачную (кружочками, в красных жестяных пеналах), гуашь, карандаши, традиционные gansai (такие же бюджетные, как Kuretake)… Что тут до сих пор не продают, так это полукюветы Artist’s Watercolor. И где искать цвета поштучно, когда что-то из набора закончится, пока не совсем понятно (из Кордовы тоже не закажешь, они в этом плане не прогрессивнее). Судя по всему, придётся соглашаться на тюбики (хотя тюбики — это всё-таки что-то другое, так Holbein говорит).
С другой стороны, всегда есть Schmincke. Старый и проверенный вариант. У Schmincke больше цветов, они дешевле (чуть-чуть), у них такие же ходовые качества (если не лучше, но это смотря как смотреть), их проще найти и из них легче составить свою палитру (а ещё они идут в том числе в полноценных кюветах, а это удобно и практично). Так что ситуация ни разу не безвыходная. Но по Holbein’ам я точно буду скучать, если они не появятся в относительно свободной продаже или если их не получится выписать из Японии. Это уже сейчас понятно.

Я перешла с итальянской бумаги Fabriano на японскую Midori (и надо признать, скетчбуки для Traveler’s Notebook’ов достойны внимания),
сделала себе собственную «ежиную» палитру из Schmincke и жестянки от карточных игр с покемонами (что поклонники TCG почему-то не оценили), и в целом жизнь моя наладилась.
И казалось бы, был ли смысл покупать Holbein, если и так всё устраивало, а во всех обзорах обычно рекомендовалось не разоряться, а сразу брать Sennelier? Или вышеупомянутые (и не раз) Schmincke?
Был.
Во-первых, разоряться не обязательно, достаточно просто поискать и сделать, как все нормальные люди (поэтому 24 цвета в Кордове обошлись мне дешевле, чем 12 в Праге). Во-вторых, да, можно доверить другим свою работу, можно позволить нейросетям смотреть за вас фильмы для взрослых, можно послушать арию Канио в исполнении соседа, но тестировать краски надо самостоятельно. Потому что это не Sennelier (что и так очевидно, но всё же), потому что всё субъективно (что одному мешает, то другому причиняет комфорт — и наоборот), потому что одинаковые названия цветов ещё ни о чём не говорят и потому что ни у кого другого нет таких же магнитиков. И таких же коробочек для акварели у них тоже нет.

Что обидно: о магнитиках у Holbein’а упоминают редко, почти никогда, а зря. А ведь другие краски вам такого не сделают. С Holbein’ом жизнь очень чётко делится на «до» и «после»: магнитики удобнее традиционных креплений. То есть всё очень индивидуально (как всегда), но кому-то они могут показаться самым важным открытием. Именно поэтому такие вещи и нужно тестировать самому. И ещё это надо делать ради приятного ощущения новизны. И ради возможности составить собственное мнение — тоже, почему бы и нет.
Потому что по-настоящему в сравнении познаётся только то, что мы сравниваем сами. А не кто-то там за нас. И пусть познавать всё подряд не обязательно, некоторые вещи в своей жизни попробовать всё-таки стоит. И если хочется и можется, Holbein надо брать. Акварель не понравится — хотя бы упаковка запомнится. Навсегда. А все эти «Какой ужас, целых десять баксов за цвет» — это так, всего лишь стимул этими красками чаще рисовать. То есть не только пускать свою жадность в мирное русло, но и развиваться. Что само по себе ценно и оправдывает любые вложения (и не забываем про магнитики, магнитики — это важно).