Tititi — hračky a objekty

В фойе Музея декоративно-прикладных искусств открылась выставка «Tititi — hračky a objekty» («Титити — игрушки и объекты»). На ней представлены работы Терезы Талиховой, которые уже сейчас принято относить не столько к достижениям современного чешского дизайна, сколько к искусству. В основном — декоративному (прикладному — не всегда).

Большой текст о Tititi, подробно повествующий, что это такое, кто за этим стоит, с чего всё начиналось и какое отношение всё это имеет к деревянным фигуркам Минки Подгайской и кооператива «Артель» (то и другое — начало ХХ века), уже был, поэтому в этот раз ограничимся кратким описанием.

Выставка расположилась в главном здании UPM, прямо на входе, напротив музейного кафе с громкой музыкой и фалафелем (место такое — надо). Билеты не нужны, всё показывают даром; а поскольку до гардероба — целый коридор, у некоторых получается пробраться к витринам и в верхней одежде, и с рюкзаками разной величины.

Витрины сияют, экспонаты выглядят нарядно, некоторые даже блестят (народная игрушка без лакового покрытия сразу как-то меркнет, так что она бы в тех же условиях светилась вся, зато авторская, авторская может по-всякому). На зиму — идеально. В предбаннике, то есть в фойе, в это время года темно, а так — как-то веселее.

Одна из задач выставки — показать преемственность, то есть продемонстрировать сходство работ Терезы с игрушками Минки Подгайской (чувство юмора, чувство цвета, отношение к форме и тому подобное), за что отвечают три оригинала столетней давности, выставленные на фоне современных образцов.

Как и многое из далёкого прошлого, фигурки Подгайской рядом с Tititi кажутся маленькими. Голова с деревянными глазами (когда-то вращавшимися) почти сливается с остальными объектами (кстати, до собственной выставки сама Тереза эту игрушку не видела даже на фотографиях, так что всякое сходство — это невероятно приятное совпадение, а не вот это вот всё про подражание и копирование), зато «Проступки детства» — на самом видном месте. Все, что нашлись в собрании музея. А именно: человечек с высунутым языком и персонаж с большими глазами (что важно: это фигурки про воспитание и поведение, а не про средневековое осуждение людских пороков, как некоторые могли подумать).

Другие деревянные игрушки тоже есть. Две. Возле купальщиц расположился морячок, а ранние работы Терезы (экспозиция до некоторой степени хронологическая) стоят в компании очень народной (а потому нарядной) игрушки неизвестного автора.

Программа выставки также предусматривает пару экскурсий (половина уже прошла) и один мастер-класс (ещё только будет). Интерактивом служит стол с раскрасками, за которым посетители детского возраста могут разрисовать понравившуюся фигурку цветными карандашами.

На одной из экскурсий, в исполнении куратора от UPM — Марии Мичовой и самой Терезы, мы были. Потому что не могли не быть. Во-первых, это экскурсия, там говорят интересное. Во-вторых, перед ней мы обсуждали не самые ясные моменты в истории чешской деревянной игрушки (во имя будущих текстов, разумеется), и что важно — как раз с куратором, так почему бы не остаться на продолжение? В-третьих, после экскурсии нам передали нашу новую фигурку Tititi, которую мы как бы застолбили почти сразу после её появления на свет, но она всё лето провела на выставке Mini Wonders в Братиславе, так что начали мы её ждать, когда я села учить чешский на уровень А2, а получили — как только сдали экзамен (фигурку зовут Slečna Čárka, так что она вся — про грамматику одного очень определённого языка). Каких-то полгода ожидания — и вся семья в сборе.
Заодно присутствовавшим удалось лично прикоснуться хотя бы к одной фигурке, вместо того чтобы смотреть на всё сквозь стекло, как это принято в музеях (а потрогать эти игрушки тянет).
Так что экскурсии — это очень хорошо, всем рекомендую.

Выставка открылась 7 декабря, и там мы тоже были, и в этот раз даже ничего не пили (хотя шампанское выдавали всем желающим), потому что сколько уже можно, ведь иногда надо куда-то ходить и просто так, ради искусства (вот на Designblock’е — там да, там всё было иначе; и в тот раз, поздно вечером выгружаясь из одного из главных музеев страны, мы в полной мере ощутили себя очень культурными людьми, что, конечно, бесценно, но подходит не для каждого времени года и не для стандартных часов работы учреждений).

Главным событием церемонии открытия стал небольшой спектакль в исполнении одного актёра (Романа Заха), одного музыканта (Яна Матасека) и нескольких пальчиковых кукол, изображающих знакомых всем художников (Купка, Медек, Тойен — такое). Короб-театр был создан специально к открытию, в рамках творческого сотрудничества с Барборой Идесовой (Barbora Idesová).
По сюжету охранник застаёт двух грабителей, подбиравших ключи к замкам, и те вынуждены притвориться, что они — совсем не те, кем показались. Из чемодана, который принесли с собой злоумышленники, достают инструменты, речь самих кукол становится музыкой, а один из неудавшихся грабителей переводит всё на чешский.
Говорили, разумеется, об искусстве. И немного о снах (особенно удалась шутка с Тойен, которую здесь мы повторять, конечно, не будем). Далее следовало выступление дирекции и организаторов, после чего грабители удалились, забрав с собой только свой чемодан, и публика оказалась предоставлена самой себе.

Дети оттягивались в углу с интерактивом, по залу с игрушками гуляла собачка со своей хозяйкой, гости мероприятия сами выстраивались в очередь, чтобы все смогли увидеть всё. Фотографы были представлены в ассортименте, гости — друг другу.

Фигурки имени чешских художников появились накануне открытия выставки, они — новая новинка. Других персонажей можно было и раньше встретить в шоуруме в Mánes’е, чем-то поделились коллекционеры, и благодаря их смелости всем наконец-то показали Фредди в белых трусах и Джонни Роттена. Некоторые игрушки вернулись в UPM после небольшого перерыва: в октябре здесь уже показывали коллекцию аборигенов, вдохновлённую экспозицией Humboldt Forum’а в Берлине. Но тогда это был стенд в рамках Designblock’а, персональная выставка — совсем другой формат и масштаб (всё в вашем творчестве меняется, если добавить музей).
И что важно в этой связи отметить? «Tititi — hračky a objekty» — первая такая выставка Терезы в музее (в настоящем). А что важно упомянуть? Проект существует с 2019 года.
У Минки выставок было больше (последняя — всего год назад, почти на том же месте), но надо же с чего-то начинать. И чем чаще организовывать подобные мероприятия для Tititi, тем заметнее будет сходство.

Выставка продлится до 26 февраля, а потом закончится.
Для борьбы с зимней депрессией в оставшиеся два дня предусмотрены раскраски с фигурками. Их можно приобрести в магазине UPM (рядом с кассой).