Кто не успел увидеть выставку Хельмута Ньютона в пражском Museum’е Kampa, тот не печалься. Во-первых, в Берлине есть Helmut Newton Foundation, где дают именно Ньютона и в достаточных количествах. Во-вторых, (на это намекает предыдущий пункт) пропускать почти нечего, если вас интересует исключительно Ньютон. В-третьих, в Праге всё будет открыто ещё целую неделю, без выходных и перерывов на обед. Хотя если вы не нашли в себе сил сходить в Kamp’у раньше, может, это у вас были предчувствия, так что нечего и начинать ходить теперь.
Выставка «Helmut Newton in Dialogue. Fashions and Fictions», организованная в сотрудничестве с берлинской галереей Kicken, занимает всего два зала. Самого Ньютона там и того меньше. Потому что «диалоги». Это как бы подразумевает. Но не то, что материала не хватило, а что задумка была оригинальная. Потому что без задумки получается опять то же самое: тёти одетые, тёти раздетые, тёти частично одетые или не совсем раздетые. И все вместе они — очень глянцевые, как в журнале. Так что Ньютона совместили, а не оставили в гордом одиночестве.
Предполагалось, что основной предмет выставки поместят в контекст, чтобы лучше показать эпоху, связь с другими фотографами (Сесилом Битоном, Ричардом Аведоном, Ирвином Пенном и другими известными именами, знакомыми большинству благодаря истории моды ХХ века и просветительской деятельности какого-нибудь Vogue или Harper’s Bazaar), довоенный и послевоенный периоды, а заодно и мир моды. Поместили. Хотя и не слишком глубоко.
Рассказ о жизни и творческом пути — не совсем биография, больше её фрагменты. Жизнь даётся вкратце, посещение Чехословакии в 1988 году — подробно. Ведь раз Хельмут Ньютон здесь однажды оказался по поручению издания Traveler, почему бы об этом не рассказать? В этой же связи показаны не только репортажные фотографии, на которых зафиксирован главный герой во время съёмок в Праге (вот на этом можно было остановиться подробнее, это как раз удалось), но и работы чешских фотографов (Габина Фарова и Тоно Стано), которые делали что-то похожее и в своём творческом поиске опирались на Ньютона (собственно, это-то и хочется воспринять, как центральный элемент выставки).
И тут мы оказываемся на тонком льду дискуссий о грани между эротикой и порнографией, потому что большинство аргументов здесь всегда из разряда «Нутром чую, а обосновать не могу». У всех свои критерии, всё субъективно. Но всё же. Просто сфотографировать обнажённую в интерьере — это одно. Поработать при этом с композицией, светом, тенью, ретушью и прочим — другое. Что чехи творили в похожей манере, видно. И Хельмут Ньютон тут где-то был, что-то получилось очень по мотивам. И оно чёрно-белое. Там всё такое, кстати, оба зала; это в рамках диалога всех и объединяет. Но если спорный местами Ньютон — это всё-таки эротика, то большинство чешских работ скатываются в сторону порнографии. Не до конца, но в направлении. То ли дело в отсутствии ухоженных дев и дорогой одежды, то ли в художественной стороне вопроса. Собственно, сам Ньютон спокойно обходился совсем без одежды.
Впрочем, рассмотрим в качестве примера сапоги, благо они там фигурируют: если одни — откровенно фетишистские (где они их нашли в ту эпоху дефицита?), то другие — просто сапоги, а вот чем-то сомнительным и что-нибудь будоражащим они становятся только после помещения в контекст. Примерно в этом месте разница и начинает ощущаться.
И заодно дело тут не в технических средствах и ограниченных возможностях социалистической эпохи, потому что подход к композиции и ретуши зависят не от этого (тут, я считаю, важно подчеркнуть: «отполированными» выглядят и чешские девушки; вопрос в том, что иногда обработка фотографии может быть ещё и художественным средством). Вот взгляд и настроение модели, которые неоткуда было взять тогда и тут, — другой вопрос. Точно так же не могло быть в тех фотографиях и моды (поэтому отсутствие одежды — не столько замысел, сколько продукт безвыходной ситуации). Хотя результат для тех времён очень смел. Но работы из-за своей излишней документальности ассоциируются с восточноевропейскими фильмами для взрослых, а не с Роденом, например (а пора бы уже уходить от этого имиджа, пора). То есть не все, конечно. Есть просто работы, вдохновлённые Ньютоном. Хотя, как показывает выставка, источником мог бы быть и не он.
Возможно, дело в представленных на выставке фотографиях. Немаловероятно, где-то есть другие, и по ним-то и можно было бы сложить себе правильное впечатление. Велик шанс, что Хельмут Ньютон, идущий фоном или сопровождением, не столько полезен, сколько вреден чешским работам. Хотя их самобытность — не та черта, которую стремились подчеркнуть организаторы. Тематика там тоже очень тематическая, потому что Ньютон был прекрасен тем, что умел снимать не только обнажённую натуру, но для выставки выбрали в основном её. С чешскими работами перекликается, да. Словно для них и подобрано. Но представление о Ньютоне формируется однобокое, хотя выставка как бы про него.
Посетители в основном обсуждают, кто на какой фотографии изображён. Детей почти не видно и не слышно, им тут скучно, поэтому они тихо играют в сторонке. Подписи к фотографиям разобрать практически невозможно, подобраться к ним тоже не всегда легко.
Поскольку это всё-таки Kampa, снаружи ведутся модные съёмки. Несколько штук одновременно, немецкие блогеры что-то как всегда планируют продвигать в Instagram’е. Что это будет совсем не то (и наверняка в цвете), понятно сразу. Но выставку, особенно часть про fashions и fictions, дополняет.