Кастомизируй это. Часть третья. Сделай сам

Midori Traveler’s Notebook (MTN) и Do It Yourself (DIY)

Я разделяю интерес граждан к подделкам только в одном случае: когда он исследовательский. К сожалению, с Fauxdori это что-то другое. Коллекционирование, мечты о настоящем MTN (научно доказано: за те деньги, что были потрачены на три-четыре поддельных блокнота, можно было спокойно купить один оригинальный; цена – с учётом доставки из Японии через посредников; но чужая душа, как все мы помним, – «Потёмкин»), hand-made (когда при помощи ножа, линейки, шила и куска кожи итальянской выделки выкраивается копия блокнота), другие варианты (обычное желание сэкономить, когда подделка покупается всего одна и на всю жизнь). Хотя есть тут одно смягчающее обстоятельство: копию сумки известной марки себе самостоятельно не шьют. Её покупают готовую и китайскую, часто осознавая, что это подделка. Было Moschino, стало Lenphilm, зато форма такая же, сгодится. А вот фальшивый Midori делают сами.

mtn_midori_traveler's_notebook_nendoroid_suiginto_lilla_my_caran_d'ache

Иллюзия того, что можно придать индивидуальные черты продукту серийного производства, стоит дорого. В прямом смысле слова. Хотя тип крепления сменных тетрадочек, формат и цвет обложки, резинка-застёжка останутся на своих местах. Даже если что-то с ними такое сотворить и попытаться модифицировать, это элементы конструкции, от этого не уйти.
Причина популярности Fauxdori самая простая и очевидная: блокнот за 50 долларов – это вещь, которая слишком дорого стоит даже для американцев (это я к тому, что у нас цена ещё выше). Везёт только японцам, которые могут себе позволить MTN за приблизительно три с половиной тысячи иен. Хотя очевидцы утверждают, что даже для Японии это не очень дёшево.

Интернеты изобилуют сайтами, где объясняется, как из пластилина и спичек сделать идеальный Fauxdori или аксессуары к нему (иногда доходит до рекурсии: как сделать подвеску для MTN в виде уменьшенной копии MTN). То есть все увлечены форм-фактором. Копируют его, модифицируют, но основа всё равно одна. Как у лампы Anglepoise (почти как у неё, почти). О масштабах бедствия, то есть о том, как популярен этот органайзер, я и не догадывалась, пока не полезла смотреть, как же принято «настраивать» под себя оригинал. К любым другим похожим блокнотам, но подревнее публика относится спокойно, без подобного же воодушевления и энтузиазма (тут мы как бы приходим к выводу, что желание вызывает не сама вещь, а её имя).

Что примечательно: делая Fauxdori, почти все (но не все-все, к счастью) полностью повторяют формат истинного и неподдельного MTN. Не собираясь при этом скупать оптом фирменные сменные блокноты. Хотя можно сделать такую обложку под любой формат записных книжек с мягкой обложкой или тетрадок. Например, под Moleskine, который выпускает наборы из трёх штук (хотя некоторые рискуют, и у них даже получается). Можно сделать обложу и для пяти-шести тетрадок, но идея MTN не в том, чтобы таскать с собой всё. Потому что таскать с собой нужно только самое необходимое. А в путешествие вообще лучше отправляться с минимумом лишнего веса. Потому что из путешествия все обычно возвращаются с максимумом. И MTN в этом плане не менее перспективен, чем чемодан.

У Суджича в книге есть вопрос, может ли существовать такое понятие, как подделка, в мире массового производства. Понятно, что фирменная вещь из фирменного магазина, которую продал вам фирменный продавец – это оригинал-оригинал. Понятно, что в книге контекст был иной: там автор рассуждал о взаимоотношениях дизайна и искусства. Но если мыслить шире и всё такое, если принимать во внимание, что качеством подделка может даже превосходить оригинал (а она может)…
То я всё равно считаю Fauxdori и не MTN, и даже не самостоятельным дорожным дневником.

Как говорится в теории демонстративного потребления, дорого – значит, престижно, а если престижно, то, к гадалке не ходи, красиво. Мозг так у людей работает. В этом смысле, конечно, Midori самый красивый из всех моих блокнотов и ежедневников.
А рассказы про ручной труд и сложный процесс изготовления бумаги и кожаных обложек делают его ещё привлекательнее.
Работы подражателей у нас в магазинах продаются. И функциональные характеристики одинаковы, и тепло рук ремесленника обещают, и цена приличная. То есть уже почти престижно и уже почти красиво. Но оригинал лучше. Я щупала. Не потому что бренд (таки он хорош и крут только для тех, кто о нём что-то знает), а потому что процесс производства отлажен, и готовый продукт выглядит почти так же безукоризненно, как новый iPhone.

midori_traveler's_notebook_custom_herisson_memorandum

С ним уютно. И чем больше в MTN сменных блоков, чем толще он становится, тем уютнее. Его хочется вертеть в руках, трогать. В общем, кинестетики будут довольны. Нервничающие перед отправлением в путешествие и просто нервничающие – тоже (а для какой ещё цели подбирались все эти кастомизирующие штучки, то есть «обои» и «обстановка»? чтобы потом везде с собой носить этот уголок уюта и безмятежности). Больше того: он настолько хорош, что даже канцелярские фрики не испытывают перед ним боязни чистого листа. Просто берут – и пишут.

Если читать официальную «легенду», MTN – это блокнот для свободных духом. Всех и без исключения. С одной стороны, это верный спутник, избавляющий от лишней головной боли во время сборов в путешествие. Не надо выдумывать, куда положить билетики, купончики, электронный ключ от номера в гостинице и, может быть, даже кредитную карту (ох уж эта беспечность путешествующих налегке).
С другой стороны, (официальная версия для осёдлых покупателей) тем, кто никуда не ездит, а сидит на пятой точке ровно, предлагается воспринимать каждый новый день так, словно они находятся в путешествии. То есть смотреть на всё со стороны, обнаруживать неожиданное, видеть привычные вещи с необычного ракурса. Вот и хорошо, всех охватили, молодцы. Не только все аксессуары сделали, но и причину покупки придумали (и тут мы неизбежно приходим к теме построения самоидентификации, то есть «дополнения» себя вещами, выражающими личность их владельца, его взгляды на своё прошлое и будущее, а также на роль и позиционирование себя в обществе; хотя мы к ней ещё раньше пришли, кажется).

une_rue_prague_l'ete

В более широком смысле MTN предлагает заняться изучением повседневности, которое, если цитировать любой учебник по данной тематике, помогает выявить и понять базовые ценности общества. Не обязательно быть социологом, культурологом, антропологом, этнографом, чтобы кем-то из них себя ощутить (наоборот это тоже действует, кстати). Понятно, что полноценного научного исследования никто ни от кого не ждёт. Но можно описать свой опыт повседневного пребывания в чужой стране, отметить отличия в той или иной области, попытаться их интерпретировать (да, пусть будет профанация); понять, что возможна другая реакция на событие, другое действие, доведённое до автоматизма, иная манера поведения. Что наш способ действовать или воспринимать – не единственный. Что бывают лучше, а бывают, что приятно, и хуже. Что всё это или наносное, или базовое для всех. Что одно – естественное, а другое – искусственное. Принадлежащее всем или только этой культуре. Задуматься, как нечто случайное становится сначала нормальным, а затем и распространённым. Почти этнографическая экспедиция: небольшой регион, малый период времени, общение с местным населением… В общем, перестать быть обычным туристом, сойти с проторённой тропы от Вышеграда к Вацлавской (я о наболевшем, да) и попытаться ко всему присмотреться внимательнее (эмпатия, сопереживание, разминка для шеи). Так вы точно увидите больше.
Нет, с другим-то блокнотом тоже можно подобное вытворять. Но он-то вам этого, уж наверно, не предлагал?
И да, я давно не смотрю телевизор, поэтому всё ещё верю в добро и человеческие возможности.

parazita_kusok_midori_traveler's_notebook_stickers

Если никуда не уезжать, то MTN можно приспособить под «рассказы о пережитом» и «перечисления», как у Сэй-Сёнагон (если брать что-то за образец, так уж лучше сразу хорошее). А можно потренироваться всё подряд остранять (да, я про остранение), то есть видеть (и всенепременно – как в первый раз), а не узнавать. Выделить из привычного контекста, сделать странным и неожиданным очевидный предмет (если повторять одно и то же слово много раз подряд, вы его тоже не узнаете). И заодно избавиться от автоматизма каждодневных действий, почувствовать себя живым, почувствовать вещи, прочитать «Теорию прозы» Шкловского… Ведь ради смены обстановки, ради этого ощущения свободы, ради «перезагрузки» и «выхода из колеи», ради попытки вернуть себе радость и удовольствие, которых лишены унылые, как принято их называть, будни, путешествие обычно и затевается. Но можно обойтись и так. Ведь даже ночной прогулки достаточно, чтобы увидеть город совершенно иным. В разное время суток и город выглядит по-разному. А Петербург в редкую солнечную погоду и Петербург в обычную погоду – это уже два отдельных Петербурга. Контраст, краски, перспектива – всего этого не увидишь, когда всё затянуто облаками. Хотя, говорят, солнечный свет влияет на настроение. Может быть, поэтому мне в такую погоду всё и нравится больше.
Шкловский писал об искусстве. Но за уши можно притянуть и непритягиваемое.

Мне от блокнота, который всегда со мной, необходимы три вещи: ежедневник, пространство для записей и конспектов и листы для рисования ёжиков. Один обычный блокнот для этого не подходит: там или клеточка, или бумага для эскизов, или только расчерченные страницы с датами и днями недели. И если ёжика я где угодно нарисую, то расписание на неделю мне чертить от руки лень.
Разные листы можно было собрать воедино на базе органайзера Filofax. И это был неплохой вариант. Но в Midori Traveler’s Notebook всё сделано качественнее и удобнее. И он будет легче любого Filofax’а.

Почти все кастомизированные MTN в закрытом виде выглядят одинаково. На резинку-застёжку принято нанизывать пуговицу, бусинки, фирменную подвеску, шарм или какую-нибудь сломавшуюся брошку. Пуговицы вообще вне конкуренции. Возможно, у каждого человека должна быть в жизни Та Самая Пуговица, которую захочется надеть на шнурочек и всюду носить с собой, чтобы она о чём-то там напоминала. Не знаю. Может, это потому, что у меня нормальной пуговицы ещё не было. Бусинки – на втором месте, но идут почти ноздря в ноздрю. Китайские монетки встречаются реже, но их тоже хватает, чтобы они смогли попасть в статистику.
Это самая заметная деталь оформления, её и превосходный выбор владельца видно всем издалека. Ещё это неудобно, за всё цепляется, стучит об стол, требует каждый раз после застёгивания каких-нибудь усилий, чтобы это поправить. Но есть мнение, что такая ерундовина помогает подцеплять тоненькую резиночку всем тем, кому нечего красить лаком для ногтей. Хотя девочек это не смущает: в их видео на резинку нанизан максимум всего. Мальчики чаще пользуются карабинчиками, металлическими планочками или полосочками из кожи. С люверсами и душеспасительными надписями про путешествия и дерзновенность. Но от элегантного решения с пуговицами и бусинами они тоже не отказываются.

moomin_midori_traveler's_notebook_lilla_my

Хотя ровное чёрное поле «разбавить» чем-нибудь хотелось. И от идеи кастомизации уже было просто так не отмахнуться. Раз предлагают, зачем отказываться? Поэтому я решила поместить на самое видное место кулончик, изображающий Малышку Мю. Добавила мимимишности и агрессивности. За последнюю отвечают одновременно и красный цвет платья на чёрном фоне, и сама малышка Мю. И получается, как у всех (чтобы хвататься за резиночку удобнее было) и как Суджича: «Красная точка на матово-чёрной поверхности, с одной стороны, представляет собой непосредственный способ выполнения чисто практической задачи, но с другой стороны – это контрастный визуальный мотив, укоренившийся в сознании дизайнеров» («Язык вещей» / 2-е изд. – М.: Strelka Press, 2015, стр. 68).
Lilla My не мешает, она украшает. Ни за что и ни к чему не цепляется, лёгкая и маленькая. За неё удобно хвататься. Но если иногда шнурок перекручивает, её «переворачивает». Моя Мю – ещё и немного японская. Потому что сделана не по иллюстрациям Туве Янссон, а по японскому сериалу. Но продавалась почти эксклюзивно и только в Хельсинки. Тут же как: Туве Янссон написала книгу и нарисовала иллюстрации, японцы по этому делу сняли мультфильм; финны, китайцы и японцы изготовили по мультфильму кучу сувенирной продукции, которая теперь продаётся в специализированных магазинах в Финляндии, где японские туристы (сколько раз там была – толпы), дорвавшись до сувениров с такими финскими муми-троллями, производят оптовые закупки подстаканников и полотенец с любимыми персонажами.

midori_traveler's_notebook_refills_stylo_caran_d'ache

Если смотреть в интернетах чужие проекты по переделыванию MTN, то заметно, что оформление в разных регионах отличается (хотя эту выборку назвать репрезентативной я всё-таки не могу; потому что есть ещё и те, кто ничего никуда не выкладывает, а MTN эксплуатирует). Есть восточный подход, есть западный.
Представители Европы и США не очень любят чёрный цвет (траур же, мрак и анархия). Зато любят положить рядом с Midori что-нибудь медное, под антик, какие-нибудь довоенные часы (или хотя бы в том же стиле, но лучше сразу Panerai), перьевую ручку, плёночную зеркалку. Досочки фоном, искусственно состаренные. Чтобы композиция, значит, получилась. Натюрморт. Если ещё и себя рядом сажают, то в одежде посвободнее и поспортивнее (casual).
У азиатских любителей MTN к чёрному цвету отношение другое, поэтому обложка такого цвета у них встречается чаще. Гораздо чаще. У них больше фирменных аксессуаров, а если берётся что-то на замену, то это Hello Kitty или другие игрушечно-мультяшные мотивы. А блокнот позирует чаще всего при дневном свете и на улице. Определённого дресс-кода нет.
Всё остальное – общее для всех стран и континентов. Этнических мотивов практически нет (только в виде тонких намёков на символику хиппи, да и того с гулькин нос). Девочки предпочитают заталкивать под обложку максимум всего, мальчики – за минимализм. Девочки норовят MTN при каждом удобном случае отскрапбучить и очень любят описывать все подробности путешествия/недели/дня. Мальчики что-то пишут, но не говорят, что. Девочки любят блокнот одушевлять (и он внезапно становится женского пола). Рисуют и те и другие много. Пейзажи, листики и странных юных дев.
И все пользователи, даже самые суровые, сходятся в одном: этот блокнот вдохновляет. То есть какая-то магия всё-таки есть.

zoo_prague

MTN у нас продаётся, и это хорошо. Зато с рефиллами пока всё очень и очень тоскливо. Безысходность с рефиллами, можно сказать. Стоят «родные» блокноты не дороже записных книжек Field Notes. Но это не у нас. А здесь их цена будет примерно на 30% выше. Покупать их никто не побежит, потому что всё-таки не хлеб. За MTN тоже как-то никто не торопится.
Поскольку стартовые комплекты покупают редко, то смысла возить к ним расходные материалы продавцы не видят. Другие канцтовары Midori есть. Но и их не сметают с прилавков. Хотя с медными линейками и скрепками, кажется, дело пошло. Так что я смогла добраться до закладок-трафаретов, которые лично мне напоминают о счастливом детстве и об офицерских линейках. Производитель обещает воспоминания о старых добрых временах – производитель держит слово. Но к ежедневнику же хочется покупать не только скрепки и ярлычки. Хочется его развивать и в каких-то иных направлениях.
И если американские домохозяйки разводят у себя в MTN полный скрапбукинг из желания показать, какие они талантливые и творческие, то у нас приходится быть просто находчивым.
Я, конечно, запасные блоки и прочий «обвес» заказала из Японии (кто ж откажется-то от хорошей бумаги и удобных резиночек?). Среднестатистический покупатель такого ежедневника поступит как-то так же. Может быть, закажет из США или из Европы, если ему так будет удобнее. Мне дешевле и проще всё японское брать через JapanShop. Но если мне понадобится какая-то мелочь, доставка которой обойдётся дороже самой этой мелочи, придётся обойтись подручными средствами. Поэтому находчивость – наш выбор.

mtn_caran_d'ache_memorandum_artbox_carpe_diem

Шнурки для закладок продаются в любом магазине «Пуговицы-Нитки». Резинки можно найти у Herlitz. Любых цветов, а не только тех, что предлагает Midori. В пуговично-ниточных магазинах их тоже можно найти. Можно заменить шляпными. Резинки для фиксации дополнительных блоков бумаги – штука более хитрая, но и тут решения находятся. Ведь промышленность подарила нам и шнурки, и резинки бельевые, и резинки для денег (перетираются и рвутся, но держат же, держат!), и клей… Хотя midori’евские и приятнее на вид. Но и они не вечные.
Держатели для карандаша есть у Leuchtturm1917. С резиночками. Заменят клеёнчатые midori’евские, заодно ещё и разноцветными будут. А приклеиваются-то точно так же.

Кармашки для визиток и карточек можно самостоятельно склеить из крафт-бумаги, которая нынче не дефицит. Или сшить из фетра. Сравнительно прочно, натурально, любого цвета, края не осыпаются, форму материал держит хорошо, лёгкий. Под любые карточки можно отделения сделать. И даже на молнии. Но не прозрачно получится, конечно. Хотя и тут выход есть: раскроить и прострочить любую прозрачную папку из ближайшего канцелярского магазина.
И приятная новость: если делать самостоятельно и с применением линейки, то получится лучше, чем у Midori. Под фирменной резинкой самодельные кармашки лучше фиксируются и «сидят».
Прозрачную обложку для паспорта тоже можно под что-нибудь приспособить. Только важно чувствовать грань между обустройством при помощи подручных средств, то есть творческим процессом, и бардаком. Или даже помойкой.
В отделе для скрапбукинга можно вообще провести несколько часов, а выйти оттуда с разноцветными скрепками, нарядной калькой, трафаретами, штампами, переводными картинками, пуговицами, подвесками, декоративным скотчем и прочей ерундой. Наклейками, например. Хотя я взяла наклейки со Снупи для Moleskin’а и человечков от Parazita Kusok. А можно ещё и настоящие марки взять. Гораздо правдоподобнее получится. Нет, фирменные наклейки милые, конечно. И система самоотклеивания в коробочках сделана забавно, и цвета я себе в тон Мю легко подобрала. Но какое-то оно всё слегка искусственное: плохо сочетаются с обложкой псевдобагажные стикеры.

Оловянную пломбу можно заменить свинцовой, для инкассации. Но можно найти олово, вылепить формочку, отлить пломбу… Всё решаемо.
Можно обойтись и запасными блоками к Field Notes, но у них не совсем точно совпадает формат. Они чуть побольше. Можно воспользоваться сменными блокнотиками для Filofax Flex, корейскими Artbox или мини-скетчбуками Memorandum. Толстые тетрадки лучше не брать: главная резинка на это не рассчитана. И «распирать» блокнот будет не по-детски.
Для удобства самое важное, чтобы в центре находился или «родной» блокнот, или что-то таких же размеров. И тогда по бокам можно крепить всё, что пусть и не идеально совпадает по высоте, но зато подходит по ширине (и не забывать при этом регулировать резинку-застёжку). Бумага Midori, повторюсь, конечно, лучше, но она дороже и реже встречается в природе.
А можно не связываться с готовыми вариантами и сделать всё самостоятельно. Ещё и бумагу взять такую, которая больше нравится.
Сменные блоки можно спокойно сшить (скрепить степлером) самостоятельно (DIYfish inserts, от Do It Yourself, если у кого-то сразу не проассоциировалось)). Если есть принтер, то можно наворотить чего угодно (да даже на сайте производителя можно скачать схему токийского метро, календари, карты мира с часовыми поясами и инструкцию, как писать письма, на японском языке). Если глаза боятся, а руки дрожат, то есть видео с пошаговым объяснением: как сверстать, как вырезать, как проткнуть шилом, как и какими нитками прошить.

Я не любительница сидеть, обложившись картиночками, ленточками и разноцветными ручечками, и делать коллажи. Но тут даже меня пробрало. Хотя быстро отпустило. Но вкладыш с кармашками и наклейками я себе успела сделать. Изготовить все внутренние элементы самостоятельно мне помешал болезненный перфекционизм. И удобство элементов, предложенных самой маркой. И тот факт, что мне не так и много наворотов требовалось.

prague_chemin_de_fer

Брать карандаш (правильнее: держатель для карандаша) Midori я не захотела. Стандартные-то рефиллы-огрызки (ещё и HB) заменить можно. А вот всё время их точить не хочется. Обычные точилки я в этом вопросе не признаю, а с перочинным ножом в путешествии могут возникнуть проблемы. Сомневаюсь, что меня с ним пустят, скажем, в самолёт. Но на фирменной версии никто и не настаивает. Поэтому механика. Чтобы к часам подходило заодно.
Так у меня появился наконец-то повод купить себе карандаш марки Caran d’Ache (единственной швейцарской марки, производящей эксклюзивные письменные принадлежности, буквально только что отпраздновавшей свой столетний юбилей, названной в честь Эммануила Яковлевича Пуаре, больше известного как Caran d’Ache, одного из родоначальников жанра комикса, при жизни ни одного «романа в рисунках» не опубликовавшего). Я на эту игру слов давно смотрела, но повода не было. Дождалась. Самый популярный – красный. Его и взяла. Получила вместе с ним и Мю полный «набор декоративных штампов и подушечку». Яркий и удобный. Тоже ежедневный компаньон, тоже что-то в описании про подчёркивание индивидуальности (тааа, красный карандаш из офисной линейки подчеркнёт не только нужную строчку), его тоже предлагается кастомизировать, то есть выгравировать своё имя. Но если что и поможет выделиться, так это грифели 0.7: попробуй найди хорошие и чтобы B.

Петля для карандаша – это прекрасно, но с горизонтальной резинкой она не дружит. Точнее, резинку сложно надеть, если карандаш на месте. Если карандаш короткий, его можно и горизонтально закрепить. Но проще оставлять под резинкой. Тем более что все так и делают. Заодно карандаш лучше зафиксирован. И лучше при этом разместить фирменную петлю на прищепке чуть ниже застёгивающей резинки: качество жизни от этого ощутимо меняется.

herisson_mtn_midori_traveler's_notebook_caran_d'ache

Опытным путём было выяснено, что приклеивать фирменные конвертики к плотному картону – не лучшее решение. Проще так или к чему-то потоньше. И завязывать их потом, развязывать, опять завязывать…

К шнурочку-закладке я прикрутила бусины и радовалась этому оригинальному решению ровно до тех пор, пока не увидела очень похожие бусины в точно такой же последовательности на сайте Midori. Что смущает больше всего: в разделе на японском языке, в который до этого я не совалась. То есть мне мой выбор даже ничем не был навеян. Тема муми-троллей, что предсказуемо, тоже была раскрыта задолго до меня. И вот как тут быть оригинальной?

Не все «родные» аксессуары одинаково хороши. Чтобы не заказывать себе то, от чего потом душа не будет петь, лучше почитать отзывы тех, кто дольше всех пользуется и чаще всего покупает MTN, то есть (вот сейчас будет по-настоящему неожиданно) японцев. Не без помощи Google-переводчика, разумеется. С японского на английский, разумеется.
Этот способ помог выяснить, что от прозрачных кармашков на клеевой основе, которые крепятся к внутренней стороне обложки, перфекционистам лучше отказаться. Кармашки служат всего пару месяцев, а потом пластик ломается и царапается. А если его отклеить, то сдирается слой кожи (в лучшем случае) или остаётся слой клея (в худшем). Кармашки-уголки из крафт-бумаги (картона) не сильно лучше, но они мягче и не царапаются, а потрёпанность, усугубляясь, делает их милее с каждым днём.
К кожаной петле для карандаша тоже много вопросов. У неё выпуклое крепление, что мешает при письме. Она навсегда оставляет след, от которого есть всего один способ избавиться: купить новый MTN (словно не японцы писали; японцы бы радовались). И она сделана в Китае, а это значит, что кожа там использована совсем не такая, как при производстве обложки (рыдай, перфекционист).

Есть ещё один доступный способ украсить свой ежедневник. В такой же мере японский, в какой и обложка MTN. То есть делается где попало, лишь бы не на родине героя. И заодно идея кажется слегка заимствованной. Речь, разумеется, о Fujifilm Instax. Компактной камере, слегка напоминающей гибрид Instagram’а и Polaroid’а. Моментальные фотографии (размер снимка: 46 на 62 мэмэ; 62 на 46, если повернуть), минимальные настройки (зато у некоторых моделей есть гнездо под штатив), возможность приклеивать фотографии себя, друзей, котят и окружающей среды прямо на ходу, не отвлекаясь на посидеть и пообедать. Расходники стоят дорого, как и у Midori. А если не хочется изменять смартфону, то существует принтер Instax SHARE. Он тоже поможет потратить деньги с умом (только Папанека перед покупкой не читайте: всё испортит). Да и автопортреты будут смотреться гораздо качественнее.

Если захочется ещё что-нибудь заказать из Японии, то Hobonichi Techo ждёт вас. Эта марка выпускает очень (очень-очень) дорогие кожаные и не очень дорогие тканевые обложки для ежедневников (все расцветочки весёленькие; а есть сезонные лимитированные издания, которые ещё веселее), прозрачные обложки для тканевых обложек (чтобы не пачкались), бланки, кармашки, штампы и многое другое. Как и Midori. Но у неё другая целевая аудитория: обеспеченные домохозяйки и дети школьного возраста. На сайте объясняют, зачем эти ежедневники вообще нужны, что не только книга, но и органайзер, является лучшим подарком, как этим всем пользоваться и как применять в быту. То есть как записывать рецепты, искать работу, вести дневник, рисовать кружочки столбиком. На путешествия тоже намекают. Предусмотрено гарантийное обслуживание. Поощряется самодельное изготовление Hobonichi Techo. Лучшие примеры работ с указанием авторства размещены на сайте. Всего много, всё очень подробно объясняется, аксессуары можно два вечера подряд выбирать, но так ничего и не выбрать. Но резиночек у них нет. Тут им MTN не победить. Но всё остальное есть. И этим MTN можно дополнить (хотя аксессуары Midori обойдутся в разы дешевле).

После ряда экспериментов у меня теперь на постоянной основе в MTN «живёт» ежедневник, очень быстро расходуются и сменяются блоки для рисования, время от времени заменяется блок для записей. Петля для карандаша не идеальна, потому что не регулируется, что резко сокращает число письменных принадлежностей, которые было бы удобно брать с собой (и чтобы они не отдельно лежали; отдельно-то каждый может). Все остальные самодельные или покупные блоки и дополнения вставляются в MTN тогда, когда в них возникает потребность. То есть почти никогда. Но это тоже вариант.

mtn_midori_passport_size_nendoroid_naruko_aoba_caran_d'ache

А потом в какой-то момент я поняла, что могу и хочу использовать MTN по тому назначению, которому он обязан своим названием. Чтобы я путешествовала, а он, блокнот то есть, копил и хранил воспоминания, наброски и багажные бирки.
Нет, я реально завелась после покупки. На меня сработало, они меня убедили (хотя я «сломалась» задолго до, ещё когда «Подписные издания» анонсировали скорое появление у них Midori). Как человек крайне осторожный, я мечтаю позволить себе чуть больше свободы и чуть больше решительности. Иногда мне кажется, что я люблю путешествия за возможность вернуться домой (у каждого должен быть свой Муми-дол). И я со всех сторон целевая аудитория марки, готовая пойти за MTN, как за звездой кочевой, но радующаяся, что пользоваться им можно и дома. В общем, всё хорошо. Так и надо. Но мне захотелось воздуха, движения, солнца, витамина D и перемен. Мне захотелось японских акварельных красок и продолжить учиться рисовать. У меня уже были корейские краски. В тюбиках и в детстве. И эту палитру (и качество) забыть было невозможно. У них не было серого подтона, как у акварели «Ленинград». С ними жить хотелось, а не Бродского читать. Поэтому сейчас, чтобы продолжать учиться, у меня дома завёлся набор японской акварели Gansai Tambi, Kuretake. Имени миядзаковских мультфильмов.
Может быть, однажды начну рисовать натюрморты и пейзажи, а не одних лишь ёжиков. Может быть, даже красками Kuretake.
Разумеется, появление у меня MTN – это не причина, а следствие. Но для подкрепления и укрепления что-то такое мне всё равно было нужно.
Я порадовалась собственной запасливости, откопав в шкафу конверсы. Ведь для правильного путешествия (чтобы показать, что оно удалось, и подчеркнуть красоту пейзажа) надо, чтобы было чему лезть в кадр. И лезть должно не что попало. Я смотрела, так принято. А чтобы вообще все были счастливы, не скучали и не грустили, мы ещё и кошке новую путешественническую котоноску приобрели. Хватит дома сидеть, пусть вместе с нами плавает поездами «Аэрофлота».