Netty-bag

Česká Síťovka & Tlustý

Сразу начнём с того, о чём тянет заговорить каждого, кто впервые встречает чешскую Netty: с французской авоськи от Longchamp. Потому что Le Pliage Filet — хитовый хит, его видели все, и любое похожее изделие кажется его повторением.
Без сравнения не обойтись, ведь у сумок слишком много общего. Начиная с того, что обе они — авоськи, заканчивая кожаными деталями, яркими цветами и прототипами подешевле.

Longchamp объединился с французской маркой Filt1860, выпускающей классические сумки из сетки с не будем уточнять, какого года (давно). Разумеется, модель доработали и усовершенствовали, но основа осталась прежней. И если очень хочется французских сеток для утренних прогулок по продуктовым рынкам, всего за каких-то 11-12 евро у каждого есть шанс воплотить мечту в реальность, хотя все мы понимаем, что не в авоськах тут дело.
Netty by Tlustý — это полностью чешский продукт, за основу которого взята классическая модель местного бренда Česká Síťovka. Оригинал тоже можно найти дешевле (и почти в любом пражском магазине), чем обычно и ограничиваются, но и новую версию некоторые почему-то хотят.

Longchamp не слишком оригинален. Дать людям то, чем все и так уже пользуются, — одно из самых популярных решений. Как появились однажды на подиумах рюкзаки и кроссовки (и что касается вторых, они пока никуда не собираются уходить), так и народное увлечение sustainability и многоразовыми сумками не могло не повлиять на вдохновение дизайнеров.

Netty была анонсирована в начале ноября 2020 года. Возможно, своим появлением она была обязана показу Longchamp, на котором ещё 4 октября была представлена авоська с кожаными ручками и клапаном на фирменной кнопочке (стала доступна для покупки с февраля 2021), но чуть более вероятно, что идея витала в воздухе. С учётом популярности авосек в мире и в Чехии, с учётом предыдущих коллабораций Síťovk’и и Brašnářství Tlustý (то есть «мастерской по пошиву изделий из элитной кожи» под названием Tlustý; на базе которой сейчас и производят одну из разновидностей Netty), с учётом того, что на разработку новой модели у любой приличной европейской компании уходит много, очень много времени (ведь долго ли умеючи? умеючи — как раз долго), все лишние подозрения кажутся именно лишними.

С другой стороны, если это и была творческая переработка, результат всё равно вызывает уважение. Во-первых, восхищает та самая скорость: всё продумать, протестировать и выпустить первые образцы буквально за месяц — это вам не это. Во-вторых, Netty by Tlustý — не копия, но именно переработка. Не попроще и в других цветах, чтобы как бы не нарушить чьи-то там авторские права, но изделие с дополнительными преимуществами, удобствами (или не) и даже некоторыми отличиями в функциях (хотя казалось бы, тоже сумка).

Практичными кожаными ручками Einkaufsnetz, то есть сетку для покупок, оснастили ещё во второй половине ХХ века, само собой, в Восточной Германии. И если эта часть Netty и была чем-то навеяна, то точно не французскими нововведениями, а старым добрым немецким прагматизмом и общим прошлым. Тогда сетками пользовались из-за отсутствия пластиковых пакетов, сейчас — чтобы от них избавиться (а ещё ностальгия и мода на прошлое, ведь для всех здесь авоська — «сумка моего детства»). Вместе с классическими версиями вернулся и вариант с ручками, так что ими тут опять навевает.
Поэтому в витавшую идею всё равно верится легче, чем в переосмысление французских образцов.
В том числе — из-за истории Síťovk’и и из-за истории авоськи вообще. Потому что и сама она была придумана на территории Чехии, а не где-то ещё, и произошло это почти сто лет назад.

Человечеству уже были знакомы похожие сетки. Что-то в том же духе было, например, у японских ныряльщиков, а французские хозяйки уже в конце XIX века посещали продуктовые рынки, вооружившись сетчатыми сумками (не исключено, что они ходили с ними и раньше, но документальных подтверждений толком нет). Современная авоська (а она — очень современная) появилась в районе Чешско-Моравской возвышенности.

В середине двадцатых годов прошлого века торговый представитель фирмы Jaro J. Rousek, специализировавшейся на товарах для рыболовов, Вавржин Крчил (Vavřín Krčil, 1895-1968) из Замка Ждяр (сейчас это район Ждяра-над-Сазавоу), чья собственная марка SAARENSE (EKV) выпускала сетки для волос, решил что-нибудь изменить, чтобы поправить свои дела. После Первой мировой войны вкусы населения изменились, стрижки стали короткими, и прежние способы укладки вышли из моды. А всё то, что ещё оставалось, быстро завоевала Япония, чья продукция не только наводнила европейские рынки в тот же период, но оказалась качественнее и дешевле (не повезло не только сеткам, досталось даже знаменитому шёлку из Италии). Так что маленькая чешская фирма SAARENSE (от немецкого «Saar-Schloß» — «Замок Ждяр») оказалась совершенно ненужной в этом новом мире.

Крчил начал с того, что заменил материал, из которого плелись сетки: вместо волос он взял искусственный шёлк (с чего и начался технологический прорыв, как мы понимаем). Потом приделал к шапочкам плетёные «ушки» — ручки, а края прошил, чтобы они не осыпались и не рвались. Так сетки превратились в сумки. Практичные, лёгкие, крепкие, вместительные, легко умещающиеся где угодно, а что ещё приятнее — дешёвые. В разы лучше привычных корзинок. Не стать популярными с таким набором свойств они просто не могли. И они стали. Довольно быстро. После чего были разработаны и другие модели, в том числе из хлопка: для покупок, для прогулок, для дамских велосипедов (на заднее колесо — защита от длинных юбок), для спорта и так далее.

Плетением сеток занимались женщины из Ждяра, выполняя всё на дому. Работа на Крчила обеспечивала им дополнительный заработок, который после изобретения авоськи стал наконец-то стабильным. К плетению привлекались в том числе и дети, как доверительно сообщает чешская Википедия, но тогда в этом не было ничего необычного.

Население Чешско-Моравской возвышенности занималось плетением сеток, кружева и тому подобного столетиями. Первые упоминания об этом увлечении появляются уже в хрониках XIII века. До возникновения промышленности в регионе это был главный источник заработка, потому что долгими зимами здесь больше нечего было делать. Разумеется, все работали на дому. Разумеется, работали все. И после долгожданного появления промышленности мало что изменилось.
Крчил и сам приступил к работе в возрасте одиннадцати лет, помогая своей матери изготавливать на дому те самые шапочки для укладки, которые потом так неожиданно вышли из моды, так что это была общая судьба, а не эксплуатация.

Производство и торговля расширились. Вернулись сетки для волос (теперь уже из шёлка), появились рыболовные сети и теннисные сетки, добавились прочие сопутствующие товары (например, велосипеды).
Но в самом начале, ещё в 1926 году, у Крчила не было денег на патент, поэтому вслед за популярностью пришли подражатели. Чешские сетки поставлялись в Австрию, Германию (до Второй мировой войны — главный рынок сбыта), Францию, Канаду, Северную Африку и Швейцарию. Именно в последней с чистой совестью и начали выпускать свой аналог, а потом инициативу подхватила Италия.

С именем Крчила или без, авоськи стали символом послевоенной эпохи, навсегда застряли в памяти советских и постсоветских людей, отошли на задний план ради перерыва на бездушный пластик в начале девяностых и снова вернулись почти через сто лет в европейские города. Даже SAARENSE (EKV) ненадолго возрождалась: в виде фирмы SAARIENSE из города Колин, которая выпускала авоськи из переработанного пластика, но была ликвидирована в прошлом году, вместе со всеми другими предприятиями, не пережившими кризис.

Хотя в отношении авосек у некоторых всё ещё есть предрассудки. Быть смелым и отважным, чтобы показаться на улице с лоншановской авоськой, не обязательно: бренд всё сделает за вас (вот и Эмили в Париже не постеснялась). Чтобы выйти из дома с ситёвкой, тоже полезно следить за модой, но при этом нужно проще относиться к брендам, любить вещи сами по себе или жить в Чехии (где Le Pliage Filet, честно говоря, и достать-то не так просто, а в нужном цвете — тем более).
Кого-то смущает, что всем видно содержимое авоськи. Но на этот случай уже придуманы специальные тканевые мешки или чуть более плотные сетки. Да и «privacy» везде понимают по-разному: чехов это не смущает, они ходят так (здесь даже шторы — редкая вещь, их наличие обычно подсказывает, кто тут не местный), а на входе в Петербургский метрополитен сканируют даже прозрачное. Всё зависит от окружения, а честному человеку, как мы помним, и скрывать нечего — и чего тут смущаться?

Разумеется, в Чехии, как и в остальной Европе, популярны сумки из ткани, а бумажные пакеты предлагает каждый уважающий себя магазин, но у сетки здесь совсем другой статус и особое значение. Они тут не только про экологию, они — о любви к собственным изобретениям и прошлому.
С ними ходят за покупками, в них хранят вещи (потому что так красивее), их привешивают к детским коляскам, их раздают в качестве сувениров французские модные дома (Hermès, установивший временный ларёк на площади Jiřího z Poděbrad в сентябре прошлого года, радовал всех оранжевыми авоськами).

Мода есть мода, раз авоськой на европейских улицах давно никого не удивишь, а на пражских — тем более, надо было вливаться. И пусть я не хожу на фермерский рынок за овощами (я в это время сплю), но я люблю сумки и рюкзаки. И истории про ремесло, мастерские и ручной труд. Так что что Síťovkа у меня уже была. В двух экземплярах. Очень аккуратных, мягких, уютных и вообще мимими. В разы лучше тех сеток, которые выглядели похоже, но выпускались другими марками (они действительно стараются, а не как обычно). Не могу сказать, что кто-то у нас ими активно пользовался, радовало само их наличие. Чешская авоська из Чехии прекрасна сама по себе, и не обязательно с ней что-то делать.
Но всегда найдётся что-нибудь покруче. И Netty by Tlustý (другие Netty в ряду Nett’ей попроще) — это the highest level of, самая прокачанная Česká Síťovka, вершина эволюции и памятник всем чешским авоськам, вместе взятым, и их вкладу в мировую потребительскую культуру.

Česká Síťovka здесь популярна, в том числе — как продолжатель дела Крчила (но идеологически и за счёт возникающих ассоциаций, а не по праву наследования); она гордо несёт на себе логотип «Český výrobek» (не каждый товар его удостаивается, хотя бывают случаи, в которых это звание ничего не значит), производится на своей исторической родине, а фирменный деревянный бочонок на ручке — давно и многими узнаваемая деталь.

Марку основала Каролина Пехова (Karolína Pechová) в 2012 году. Бренд сотрудничает с малыми производствами и частными портнихами, чем обеспечивает им всем материальную и моральную поддержку; некоторые — работают на дому, как во времена Крчила. Что-то шьётся и вяжется на машинке, что-то вообще плетётся вручную. В том числе и то, что не относится к категории люкс, как некоторые Netty.

Česká Síťovka и раньше выпускала что-нибудь совместное с кем-нибудь ещё (в том числе — сувенирную продукцию, имени не себя, а Sonnentor’а, например). Даже что-то похожее, с ручкой из кожи и кошелёчком, уже было: до Tlustý (и, кстати, задолго до появления хитового хита от Longchamp’а) сетки объединялись с чешским брендом Seatbelt Bag. И чем популярнее они становились, тем сложнее были комбинации (я, например, ещё застала стадию брелоков-помпончиков и украшений в виде оленей с глазами-стразами — совсем другой уровень, хотя и миленько).

В онлайн-магазине Síťovk’и есть некоторое количество готовых вариантов, на сайте мастерской есть всё: любые цвета, какие угодно сочетания, возможность поставить свои инициалы на все подряд кожаные детали и возможность прикрутить что-нибудь дополнительное. На выбор предлагаются: кошельки — большой и малый, на магнитиках-кнопочках, ручки — длинные и короткие, на кольцах-карабинах (кожаные колечки соответствующего цвета — в комплекте). Фурнитура — только серебристая, но некоторых это полностью устраивает (меня, например).
Всё съёмное, всё заменяемое, только отдельную сетку нельзя докупить, а жаль (хотя именно эта часть быстрее всех потребует ремонта или износится; и даже у Seatbelt Bag где-то было что-то про бесплатную замену через год или в течение года, а тут — ничего). Всё натуральное, но не веган-френдли. Кожа — vegetable tanned, что значит: она правильно пахнет и будет красиво стареть (а ещё за неё приятнее держаться, но это тоже сугубо индивидуальное).

Маленький кошелёк — чистой воды porte-monnaie (запомните, дети: изначально (и до сих пор на территории ЕС) porte-monnaie — это не чёрная кожаная лопата на тысячу отделений, с кнопками, кармашками, картами, и торчащими купюрами, а небольшой кошелёчек для монет). Большой — просто дополнительное отделение на кнопке. Он и называется «kapsa», то есть «карман». Как их использовать, не объясняется (так, в общих чертах, намёками на ключи и телефон), тут покупателю придётся выкручиваться самому.
Даже маленький кошелёк утяжеляет конструкцию, но kaps’ы тут не столько для практической пользы, сколько для красоты. Они прекрасно смотрятся сами по себе, легко отстёгиваются, а если захочется, их можно сразу зачем-нибудь привесить на пояс: на обороте предусмотрены шлёвки.
Те же самые кошельки-kaps’ы делают всё менее складным и сворачиваемым. Просто так Netty затолкать в сумку или рюкзак не получится (Longchamp, кстати, свернуть проще). Хотя именно это и выделяло авоськи на фоне других сумок во все времена. Но Netty как бы и не для этого, её выделяет всё остальное.

Вся эта свобода самовыражения (в рамках представленного ассортимента) — только на заказ. С обещанием всё сделать за четыре недели. И если потом захочется что-то докупить и переделать, каждую отдельную деталь тоже придётся ждать целый месяц (или дольше: отсчитывать надо не от даты заказа, а от даты его обработки; поддерживать маленькую мастерскую надо, но клиентов у неё столько, что она едва всё успевает). Так что choose надо wisely (то есть брать надо сразу всё).

Netty для Síťovk’и — как бы отдельный продукт. От Tlustý, потому что их дизайнером придумано (by Monika Lepschy). И если классическая Síťovka — простая и практичная вещь на каждый день, то Tlustý, как подчёркивается отдельно, — это уже про моду. Что означает: «ещё больше про моду», потому что оригинальным ситёвкам и так неплохо живётся в лучших инстаграмах страны, где регулярно демонстрируется, что авоськи прекрасно сочетаются с любыми стилями и брендами.
При этом новый дизайн полностью подтверждает универсальность сеток. Что угодно становится солиднее с кожаными деталями, и Netty не исключение. Пара таких деталей — и всё изменилось. Это авоська для серьёзных людей. Уверенных и успешных. У неё даже коробка серьёзного цвета. Не легкомысленный оранжевый французов или инфантильный розовый шведов, а строгий и всюду уместный чёрный. Не подкопаться. Но сетка осталась прежней, как у золотого стандарта, из чего следует, что она прекрасна сама по себе.

И конечно же, Netty — не для экономии. Для планеты и природы — да, есть немного, но не для экономии. Если сравнить стоимость ручек, предлагаемых отдельно, со стоимостью авоськи с ними же, получается, что даже сетка стоит раза в два дороже, чем оригинал (а ведь она ещё и без ручек, то есть совершенно беспомощна).
Но судя по некоторым признакам, чешские ремесленники нуждаются в поддержке чуть больше, чем французские. А патриот — на то и патриот, чтобы вместо каких-то двух французских сумок позволить себе одну, но чешскую. И не беда, если она будет ещё и модной.

Впрочем, в Brašnářství Tlustý все настолько прогрессивны, что у них можно заказать даже ежедневник в стиле Midori. Об этом так и написано рядом с неуловимо знакомой кожаной обложкой. А ведь далеко не каждый знает про Midori, и ещё реже попадаются те, кто держал в руках Traveler’s Notebook. О совместимости с оригиналом ничего не говорится, зато обложка может быть почти любого цвета (из предложенных), со всё теми же инициалами (ну или с другими) и с чешскими сменными блоками внутри, специально напечатанными для ежедневников Tlustý. После такого даже не-патриот дрогнет.

Netty — моя первая вещь, изготовленная на заказ в Чехии. Посылку доставили через четыре недели ожидания — как обещали, не раньше (плюс ещё несколько дней, поскольку в самый интересный момент начались выходные, и плюс доставка).
Чёрная матовая коробка, плотные хлопковые мешочки (два: для сетки и для кошелька), повсюду логотипы Tlustý, поверх всего — письмо-сертификат с печатью и подписью. На коробке всё только по-английски, ценная информация внутри — на чешском.

В письме сообщается, что, когда и кем было сделано. С упоминанием бренда Česká Síťovka и краткой справкой, откуда что взялось: кожа — из итальянского городка Ponte a Egola (как сообщает Википедия: один из самых известных центров производства и обработки кожи в Европе и в мире; находится в Тоскане; население — около 7 тысяч человек), сетка, фурнитура и коробка — из Чехии (все производители разные и очень небольшие); а инициалы поставлены на оборудовании 1947 года, что тоже не просто так. Обещается, что изделие прослужит долго, отдельно отмечается, что изготовление этой авоськи дало работу чешским ремесленникам. Под всем подпись гендиректора: «Иван Петров». Но в чешском варианте, это важно (то есть вот так: «Ivan Petrův»). Почти установление личного контакта, родословная и намёк на sustainability и #SupportYourLocal — идеально.

Нашивка «Netty» (коричневая, с медным блеском, кожзам) в жизни симпатичнее, чем казалась. Чёрная сетка, хлопковая — как обычно, вязаная (то есть не плетёная) и матовая, как коробка, в которой всё привезли. Вся пыль — моя, но она и так там должна быть, просто на тёмном фоне её лучше видно (но так и чистить проще). Синий цвет ручек и кошелька в реальности оказался немного другим: ярче, холоднее и зеленее. Как океан в лунном свете, то есть почти как чернила Iroshizuku.

На клапане инициалы: «AN», ведь именно они и были заказаны. В своё оправдание скажу, что это моя первая вещь с инициалами — это раз. Это всё ещё не платки — это два. Я пока держу себя в рамках приличия и не повторяю ошибок Берти Вустера (впрочем, парадокс Вустера снимается вместе с кошельком, что заодно облегчает конструкцию и делает её более универсальной).

Сетка оказалась странной формы и меньше, чем я привыкла. И даже меньше всех тех, что я видела на фото и живьём, включая такую же модель с длинными ручками (одна случайная фотография всё-таки нашлась, но статистики она не сделала). Так что некоторое время я потратила на размышления о жизни, её смысле и всём таком (как то: если перед нами так называемая shopping-bag, то почему с ней можно так мало себе позволить? где ошибка? почему я?). Без ассоциаций с Фрейдом тоже не обошлось; всё-таки такая тема — надо.

А потом я решила, что и ладно, и пусть. Я тоже относительно компактна, а остальное можно оправдать ручной работой, результат которой не обязан быть стандартным (но мог бы). Словно кто-то при изготовлении учёл мой средний рост (приятно). Ведь всё логично: раз это не лямки, а ручки, зачем большая сетка, не пол же ей подметать. Впрочем, если очень хочется или просто надо, какая-нибудь пара небольших кирпичей оттянет её даже ниже, авоська — понятие растяжимое.

А что места в сетке меньше, так ведь и не за картошкой же с Netty предполагается ходить, да и тяжести каждый день носить не стоит, вот и пусть она меня искусственно ограничивает — так даже лучше (лёгкое, но объёмное мне, кажется, тоже не нужно). У меня вообще кругом маленькость: и ручки выбраны короткие, и кошелёчек — мелкий, под санитайзер или, так и быть, мелочь (хотя для фермерских рынков уже давно есть Apple Pay). И если двумя прежними ситёвками я так и не пользуюсь, то с Netty всё складывается удачнее. И именно из-за размеров.

Странная форма объяснялась ручками, вдетыми не вдоль, но поперёк, то есть поставленными не на свои стороны, на что намекала нашивка, которая была почему-то не сбоку, а сзади. А ведь все мы знаем, как важна для формы вязаного изделия правильная стыковка деталей: приложить не то не к тому — и у нас уже совсем другая вещь. Чтобы получилось то самое, что показывают на картинках, понадобилось поменять всё местами, развернуть кожаные кольца (во имя симметрии) и перевернуть ручки логотипом верх.

Так что в сроки все уложились, но чувствуется, что еле успели. Или сказалась суматоха перед Днём святого Валентина, о котором я совершенно забыла, заказывая Netty в январе, а этот праздник тут всё-таки тоже надо учитывать. Наряду с абсолютно всеми другими праздниками. А ещё пандемия: она до сих пор вокруг нас. А поправить клиент и сам может (во первых, сразу творческое задание; во-вторых, шанс оценить способности сумки быть конструктором с заменяемыми деталями; в-третьих, напомню, чем больше мы вложили в вещь собственных усилий, тем крепче наша с ней связь). Ничего же плохого не произошло; выглядит не так, да, но всё же на месте и красивое. Хотя презентация «из коробки», можно считать, сорвалась. И всё, конечно, очень luxury, но так — в меру («Божественно, но не очень»).

Короткие ручки — действительно коротки, длинные — не всегда удобны, а средних нет.
Чем в этой связи приятно отличается Longchamp? Двойными ручками. У Netty можно выбрать только что-то одно, а оно годится не для каждого случая, а если получится пристегнуть всё и сразу, смотреться это будет странно. Обычные Síťovk’и, то есть классические, не уступают в этом отношении Longchamp’у, и у них тоже всё есть, но они — обычные.

Longchamp предоставляется в готовом виде, весь и сразу. Netty можно собирать, опираясь на собственное чувство прекрасного, но результат приходится ждать. Из-за жёстких деталей лоншановская авоська смотрится выигрышнее как изделие, но она не всегда удобна, так как хуже облегает помещённые внутрь формы, натягиваясь как гамак (а ведь умение облегать, вообще-то, и является основным преимуществом сетки). И у Le Pliage Filet сетка реже, а это иногда мешает, да и область применения у неё уже.

Никто не идеален, все чем-то хороши. Но если выпадает шанс сравнить две неприлично дорогие авоськи (повторяю: «авоськи»), глупо его упускать.
Хотя бы потому, что в процессе сравнения давно знакомый предмет начинает восприниматься иначе. Он перестаёт быть сумкой из детства, он избавляется от ассоциаций с его прежним местом и ролью. Теперь это самостоятельная вещь, которая ничего и никому не символизировала; на которую наконец-то посмотрели под другим углом, словно в первый раз, словно и не было предыдущих ста лет истории, а был только момент изобретения, за которым последовали тихие годы редких и незаметных изменений, в череде которых нынешний всплеск интереса — всего лишь эпизод, а не триумфальное возвращение. А всё прочее — нормальная жизнь обычного предмета.

И в итоге получается, что в деятельности Longchamp пользы больше, чем им самим кажется. И гораздо больше, чем кажется всем остальным. Непрерывная просветительская деятельность Síťovk’и в течение последних десяти лет тоже не прошла даром, и родина знает своих героев, но опираются они больше на традицию, чем на моду. А это другое. Netty не обязательно быть про моду, достаточно, чтобы мода была про неё. Такое расположение сил лучше освежает чувства.

Мода может заставить нас ценить что-то совершенно бесполезное. Точно так же она умеет и обесценивать. Но если она помогает что-то переоценить, этим надо пользоваться. Это предлагается совершенно бесплатно, хотя доступно и не для всех стран.