Такого интереса к каталогам IKEA, как в Праге, я до сих пор не встречала: они здесь почти никому не нужны. Кубометры свежей полиграфии каждый сентябрь выставляют возле информационных стоек, однако к ним никто не спешит. Все чувствуют фирменный запах чернил и видят новую обложку, но лишь единицы ради этого сворачивают с пути. Разбирать новинку могут хоть до ноября, а не за первые несколько дней, как, скажем, когда-то в Петербурге. Ну и что с того, что бесплатно.
Бумажная версия всё ещё удобнее электронной, хотя чего-то по-настоящему нового в последние годы и в том и в другом варианте не найти. Количество копий и переводов на иностранные языки до сих пор подтверждает статус издания как главного популяризатора скандинавского дизайна в мире (и ещё не забываем Kinfolk, да), но революционных прорывов нет. Цвета — как везде, мебель — как у всех, посуду вы тоже уже где-то видели.
IKEA — это вообще такой музей дизайна, торгующий переработанными копиями Stool 60, Anglepoise, Kähler или Muuto, только с отметкой про своё собственное качество, которая как бы на что-то намекает или, как вариант, многое объясняет (или всё это совсем даже не одинаковое, а очень даже разное, просто в этом надо разбираться, как в ремнях из фильма «Дьявол носит Prada», но это дано не всем, конечно).
Плюшевые игрушки не сдают позиций и остаются любимцами создателей каталога; только в этом году приключения крыс сменились развлечениями очень эмоциональных динозавров. Жильцы квартир улучшают обстановку так, словно самоизоляции в их жизни не было (и не будет). Новая мебель похожа на старую, хотя произносятся её названия не легче.
Единственная примета времени — мини-бар с туалетной бумагой на странице 102.
Впрочем, да, зачем эти каталоги, если дома и так уже всё скандинавское, а за складами IKEA открывается вид на холмы?
В Праге склады расположены в двух местах. Один филиал IKEA находится на «Чёрном мосту». Там чаще всего говорят по-русски, всегда очень людно, а вокруг сплошные дороги с ангарами и панельными многоэтажками, и лишь малая доля пейзажа отведена под лес (хотя даже это уже невозможно сравнивать с тоской и отчаянием вечно серой парковки IKEA-Дыбенко). От нашего дома туда ходит прямой автобус, но кому это нужно, если после чуть более сложного путешествия до IKEA на «Зличине» можно получить поля, горизонт, кузнечиков и летучих мышей? Не нам, правильно.
Только выходить надо на «Стодулках», чуть пораньше. Чтобы пешком пройти через практически итальянские пейзажи к почти шведским фрикаделькам и абсолютно персидским коврам.